"Арт Москва", Версия 2.0

18 сентября 2013 19:30
Международная ярмарка современного искусства, открывшаяся в столице, манифестирует новый формат. Искусство массовое должно смениться искусством экспериментальным.

Кратко, четко, концептуально, качественно, непредсказуемо – таковы главные характеристики международной художественной ярмарки "Арт Москва", которая открылась сегодня на Крымском валу. На пять дней пространство Центрального дома художника стало местом пересечения путей и интересов представителей всех сфер современного искусства. В центре внимания, конечно, сами работы и их авторы. Рассказывают "Новости культуры".

Это не фотография – картина. Сложность человеческих отношений художник Керим Рагимов выразил маслом. Сюжет, правда, заимствовал у отпечатка 1930-х годов. Рагимов всегда использует снимки, а в том, какой из них будет перенесен на холст, и есть его художественное слово, уверены эксперты.

"Керим Рагимов берет какие-то абсолютно незаметные, не совсем, может быть, важные фотографии, но через них пытается раскрыть вечные проблемы, которые возникают между людьми. Это вопросы любви, измены, преданности – то есть какие-то такие каноны, которых мы должны придерживаться", – говорит владелица галереи, участница "Арт Москвы" Марина Гисич (Санкт-Петербург).

А это уже не картины – фотографии. Хотя они и напоминают работы портретистов XVII века. Но черному фону, игре света и тени нидерландский художник Хендрик Керстен непременно добавляет современные детали. Речь не  о модели (дочь Керстена – конечно, наша современница), речь о ее причудливых головных уборах. Материалом может стать самый обычный полиэтиленовый пакет.

Огромной кистью, крупными мазками художник Марина Колдобская забирает жизнь у оленя. В основном, она пишет больших черных зверей в различных критических ситуациях. 

"Рожающую антилопу, зарезанного оленя, кошку, которая терзает кусок мяса. Такова жизнь. Мое искусство о жизни и смерти", – поясняет она

Колдобская любит писать большие картины порой прямо на глазах у зрителей. В нескольких шагах от нее рождается еще одно произведение – художник Иван Языков заканчивает букву "Я" из своего проекта "Книга букв".

"Это ярмарка языков, которая является последней буквой русского алфавита. Она про всякие языковые начинания", – говорит Иван Языков.

Характер "Арт Москвы" в этом году корне изменился. Сместился акцент. Своего рода ядром ярмарки стали новые галереи, представляющие новаторское искусство. Проект New Platform – новая платформа – поддержка молодых художников, галеристов и возможность расширить зону проектов некоммерческих, диапазон знаний о современном искусстве.

"Здесь уже произведена селекция – то есть здесь не какая-то туфта, не какая-то попса. Это то самое современное, актуальное искусство, которое, как сейчас принято "носить" в мире, в хорошем смысле. Которое модно, которое ориентировано на эксперимент", – подчеркивает директор Центрального дома художника, организатор "Арт Москвы" Василий Бычков

В свое время вторая волна русского авангарда тоже была экспериментом – работы, созданные с 1960-х по 1980-е годы. Имена не самые громкие. Мрачные, навевающие мысли о лагерях и ссылках, картины Евгения Крапивницкого – участника запрещенных выставок. Георгий Лозбеков, его основной была работа над ядерным оружием. Более полувека он трудился в военно-промышленном комплексе.

"Он не мог выступать, как, допустим, Сахаров в свое время выступил, против режима. Он воплотил все это в своих работах", – замечает коллекционер, участник "Арт Москвы" Анатолий Боровков

За некоторыми картинами, как, например, за работой "Абстрактная композиция", можно обнаружить старые товарные ярлыки. Поступила эта картина в продажу 07.06.1978 и оценена была в пять рублей. Специалисты предполагают, что она принадлежит кисти Дмитрия Плавинского. А кто написал соседнюю работу, вообще неизвестно. Лишь стоит дата – 1989 год – и подпись: Атата. 

Здесь авторы известны наверняка. Португальский художник Майта Доминезиш и специалисты лаборатории МГУ показали, каков он, процесс движения от периода черного к светлому. 

"Изначально было два абсолютно одинаковых черных квадрата. Как и во всех абсолютно экспериментах, один контрольный, один рабочий, один черный квадрат. В питательную среду были запушены бактерии, которые в результате своей жизнедеятельности обесцвечивают его до белого", – рассказывает куратор выставки Семен Ерохин

Чтобы так использовать бактерии, нужны определенные условия – желательно лабораторные. Эти работы на стыке искусства и науки – генетики, молекулярной биологии, синтетической. 

Новости культуры