Михаил Алшибая представил свою коллекцию современного искусства
Две выставки, объединённые одной фамилией собирателя, открылись сегодня в музейном центре РГГУ. И обе экспозиции – часть программы фестиваля коллекций современного искусства. Этот ежегодный смотр представляет редкую возможность увидеть произведения второй половины XX-начала XXI веков как из частных собраний, так и из запасников музеев. Рассказывают «Новости культуры».
«Живописная сила этой работы не поддается никакому описанию» – определяя свою картину, Дмитрий Гутов как будто дал общую оценку второму русскому авангарду. Экспозиция в лучших традициях художников-нонконформистов и некогда популярных квартирных выставок – незаезженная площадка, все свои – гости и авторы. Борис Жутовский – участник легендарной выставки в Манеже, называет себя коллекционером времени. Знаменитый скандал с Хрущевым вспоминать не любит, как и его последствия.
«После этой выставки и всего этого крика, директор издательства сказал: “Боба, никакой работы”. А главный художник сказал: “Рисуй, только выписывай на чужую фамилию. Они будут деньги получать – тебе отдавать”», – рассказывает Борис Жутовский.
Многие из этих работ пережили и Советский Союз, и цензуру. Например, картины Валентина Воробьева – участника всех громких выставок 60-70-х годов. Коллекционер Михаил Алшибая собирал их 20 лет: здесь работы, созданные до эмиграции художника и после – уже парижские. В центре – «Белая звезда», 50 лет назад показанная на знаменитой бульдозерной выставке.
«Художники пришли с картинами, они их держали в руках. Один из холстов Воробьева вообще был не на подрамнике, а просто свернут в рулон. И, как рассказывает Сережа Бордачев, он был свидетелем – он ее разворачивал вот так, а когда бульдозер на него наезжал, он так отбегал, и снова его разворачивал. Вот так, как гармошку», – вспоминает Михаил Алшибая.
Сергей Бордачев тоже здесь – у своих работ, давно не видел. В 74-м ему всего 26 – а он уже заметная личность московского андеграунда. На бульдозерную выставку пришел одним из первых.
«Там бульдозеры крутились, машины-поливалки. Три машины поливалки. А я вообще из-под отвала вытаскивал. Его засыпало вот так вот. Еще немножко, я тракториста этого останавливал, говорил: “Что ты делаешь?”, потому что он его засыпал совсем», – делится воспоминаниями художник Сергей Бордачев.
В музее РГГУ 15 лет хранилась коллекция его основателя Леонида Талочкина – крупнейшего собирателя «другого русского искусства». Теперь она передана в Третьяковку. Но на тех же самых местах снова те же самые авторы.
Новости культуры