В центральном Китае проходит экспедиция под эгидой Русского географического общества

11 сентября 2014 11:08
Ученые из России и Китая повторяют маршрут выдающегося геолога и географа Владимира Обручева. 120 лет назад он проехал более 13 тысяч километров по малоизученным регионам Китайской империи. У нынешней экспедиции две цели – отдать дань памяти вкладу Обручева в изучение природы и общества Китая и, конечно, продолжить исследования.

В центральном Китае проходит экспедиция под эгидой Русского географического общества. Ученые из России и Китая повторяют маршрут выдающегося геолога и географа Владимира Обручева. 120 лет назад он проехал более 13 тысяч километров по малоизученным регионам Китайской империи. У нынешней экспедиции две цели – отдать дань памяти вкладу Обручева в изучение природы и общества Китая и, конечно, продолжить исследования. Основной объект изучения современных учёных - лёсс - особая осадочная порода, покрывающая огромные территории. Одним из основоположников ее исследования и был Обручев. О том, что такое лёссы и почему для их изучения понадобилось ехать в Поднебесную, рассказывают «Новости культуры». 

В самом центре Китая, неподалёку от реки Хуанхэ, в деревне Цаосянь, внутри лёсса – в этом огромном разрезе – учёные отбирают необходимые образцы. Здесь специалисты из России и Китая и, конечно, лауреат Нобелевской премии мира и обладатель Большой золотой медали Русского географического общества – Андрей Алексеевич Величко – он научный руководитель экспедиции. В числе вопросов, на которые предстоит ответить, – каков возраст изучаемого лёсса и как он вообще возник?

«Уже науке известно, что поднимается на большие высоты пылевой материал, и где-то на высоком уже уровне – это плато, здесь спокойно осаждался. Этот режим предполагается, но сих пор вопросы остаются», - говорит Андрей Величко.

Все эти огромные холмы лёссы – горные породы, сложенные тонкими частичками, мельче песка. Они не что иное, как настоящий природный хранитель информации.

Они, словно странички издания, в которых история по меньшей мере за сотни тысяч лет. А если сравнивать лёсс с книгой, в которой записана информация о древнем климате, то вот эта здесь самая толстая – скорость накопления мельчайших частиц в три раза выше, чем на других участка лёссового плато, а чем больше скорость накопления, тем больше информации для анализа древнего климата можно извлечь. Изучая разрез, учёные, словно спускаются по лестнице вглубь времён.

«Здесь известны были предварительные данные, говорящие о том, что в этом разрезе, на этом склоне, вскрывается толща, отражающая изменения, по крайней мере, за 500-600 тысяч лет. У нас тоже при Азове, мы там вместе работаем, есть такой разрез, который мы вместе изучаем, и вот мы сравним, где же, как менялась обстановка – локальный, региональный климат при глобальном потеплении, похолодании», - объясняет Андрей Величко.

На каждой глубине можно получить информацию о ландшафте, климатических особенностях прошлых эпох, а с помощью таких данных сделать прогноз – каким будет климат в будущем. Конечно, для этого существует целый набор методов. У российских и китайских учёных они разные. В итоге сходится пазл. Россию и Китай учёные в отношении лёссов называют особыми государствами. Правда, у лёссов русских и китайских различные свойства. У нас они самые большие по площади, в Китае – по мощности, то есть толщине.

«Это такой район, где лёссы – самые могучие, самые представительные, самые полные разрезы. Скажем, у нас до первой межледниковой почвы может быть там три метра лёсса. А у них – 40, то есть больше развёртка во времени может быть получена», - уточняет доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН Ольга Борисова.

Помимо научного значения, лёсс неразрывно связан с китайской культурой, отмечает профессор директор Института гляциологии и экогеографии Университета Ланьчжоу Ян Тайбао. Древняя легенда о сотворении человека гласит, что богиня Нюйва вылепила на берегу Хуанхэ первых китайцев из воды и лёсса.

«Это место действительно можно считать местом зарождения китайской нации. Всё дело в географических особенностях. На юге Китая – избыточно влажно, на западе – недостаточно. А на лёссовом плато сложились хорошие условия для зарождения земледелия», - рассказывает Ян Тайбао.

Использовали китайцы лёссы не только как сельскохозяйственные угодья, но и как жилища. Прямо в лёссе вырубались пещеры, в которых, говорят, живут и сегодня, но в большинстве своём - в восточной части провинции Ганьсу. В этом регионе практически всё было построено из лёсса, включая даже Великую китайскую стену.

Новости культуры