На "Винзаводе" открылась выставка работ Ирины Наховой

16 сентября 2014 16:32
«Рай», созданный художницей, - это пространство между небом и землей. По версии художника, оно искусственное, но абсолютно надёжное и вечное. «Рай» стал прямым продолжением её знаменитых «Комнат», придуманных в 80-е. Они дали начало жанру, который Илья Кабаков назвал «тотальной инсталляцией».

На 56-й Международной художественной выставке в Венеции в будущем году Россию представит лауреат Премии Кандинского Ирина Нахова. А сейчас на «Винзаводе» можно увидеть созданный ею «Рай». Это пространство между небом и землей, по версии художника, искусственное, но абсолютно надёжное и вечное. «Рай» стал прямым продолжением её знаменитых «Комнат», придуманных в 80-е. Они дали начало жанру, который Илья Кабаков назвал «тотальной инсталляцией». Рассказывают «Новости культуры». 

Тем, кто знаком с творчеством Ирины Наховой, такая трактовка рая не покажется удивительной – хотя афиша выставки может ввести в заблуждение. То, что рай под землей, – экспозиция представлена в большом винохранилище – уже настораживает. Вместо залитых солнцем небесных полей – сырое, огромное, мрачное пространство, лишенное света, закольцованное туннелями, ведущими в неизвестность.

«В нашем европейском представлении рай – это тоже место, где все время одно и то же. Либо мы гуляем, едим яблоки и груши, где поют птицы, либо это атеистический рай, где мы лежим в земле, и нас едят червяки. В принципе ни там, ни там не страшно, и кто что хочет, тот и выбирает», – объясняет Ирина Нахова.

Но сада в наховском «Раю» нет. Есть только море – без ветра, без запаха и шума прибоя. Чистилище его художник обнаружила на конечной автобусной станции в районе Бутовского полигона. Одно из самых потрясающих видео – червяки за работой, под Гайдна. Это домашние питомцы Ирины Наховой. Червяки, кстати, особенные – экологические. Они перерабатывают остатки овощей, фруктов и бумагу. Но в проекте художника они играют роль тех, для кого пища –это мы.

«Мы все углеводороды, которые проходят очищение землей, превращаясь в другую субстанцию. Тоже ничего плохого нет. Заболоцкий написал: "Была дева, стали щи. Или там – из берцовой из кости будет деревце расти". То есть преобразование углеводорода во что то новое», - отмечает Ирина Нахова.

Этот проект – тотальная инсталляция – жанр, в котором Нахова – один из первопроходцев. Само пространство играет чуть ли не главную роль – оно, как вакуум, в котором и разворачиваются самые разные сценарии потустороннего. Но нет того, о чем все мечтают, – хотя здесь, тихо и спокойно, потому что в видении Наховой рай – это склеп.

Новости культуры