В Пушкинском музее готовится к открытию выставка "Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России"

22 сентября 2014 10:25
Знакомство с творчеством знаменитых денди пройдёт в рамках Года Великобритании в России. Редкие материалы предоставили крупнейшие собрания двух стран. В их числе – Британский музей, Галерея «Тейт», Третьяковская галерея и Русский музей. Всего будет экспонироваться около 150 произведений.

Имена двух английских эстетов объединили в Музее изобразительных искусств на выставке «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России». Знакомство с творчеством знаменитых денди пройдёт в рамках Года Великобритании в России. Редкие материалы предоставили крупнейшие собрания двух стран. В их числе – Британский музей, Галерея «Тейт», Третьяковская галерея и Русский музей. Всего будет экспонироваться около 150 произведений. Рассказывают «Новости культуры».

В Пушкинском музее не могли не знать о последней воле английского художника Обри Бердслея. На смертном одре он просил уничтожить все свои непристойные рисунки и иллюстрации к различным произведениям, которые на этой выставке и занимают центральную часть. Уже одно это само по себе способно привлечь внимание публики. Но в исполнении кураторов Пушкинского музея это только пролог. Основная история, которую рассказывает эта выполненная в чисто английском стиле экспозиция, – о роковой встрече двух людей, одним из которых был сам Бердслей, а другим – поэт, философ и эстет Оскар Уайльд. И о том, как ни странно, как это отразилось на России. Корней Чуковский, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Константин Сомов. Вот лишь немногие русские бердслеисты.

«У кого-то это так и осталось. Вон висит работа Курилко, такая изящная, красивая. Его до конца дней ругали за приверженность не бердслеизму, конечно, это он скрывал при советской власти,  а за приверженность излишней изящности и изысканности», – рассказывает куратор выставки Алексей Савинов.

Чтобы понять искусство Бердслея, которое здесь представлено оригинальными рисунками из коллекций английских музеев, необходимо помнить о трагической судьбе прожившего всего 25 лет художника.

«С детства больной туберкулезом он имел очень мало возможности выходить за пределы дома и поэтому черпал свои представления об искусстве из самого искусства. Поэтому очень многие работы Бердслея основаны на литературных произведениях, в том числе, античных авторов. Это традиция античного искусства, которому был привержен и Оскар Уайльд, выпускник Оксфорда, классического отделения», – отмечает автор выставки Зинаида Бонами.

Бердслей проиллюстрировал «Саломею» Оскара Уайльда, основанную на евангельском сюжете усекновения главы Иоанна Крестителя. В викторианской Англии по понятным причинам пьеса не могла быть поставлена, и впервые была сыграна на сцене парижского театра «Творчество» в 1896 году, когда сам автор уже сидел в тюрьме, отбывая наказание за неприличное поведение. Именно этот факт и сыграл с Бердслеем злую шутку.

«Дело в том, что Бердслей был художественным редактором очень провокационного эстетского журнала "Желтая книга". А Уайльд, как известно, в какой-то момент был привлечен к суду, и он, когда его уводили из дома, прихватил какую-то книжку в желтой обложке. И один из журналистов, описывая эту ситуацию, написал Yellow book. Все подумали, что у Уайльда была вот эта "Желтая книга"», – отмечает куратор выставки Анна Познанская.

Этого хватило, чтобы журнал закрыли, и Бердслей остался без работы и с подмоченной репутацией. На выставке можно увидеть ту самую «Желтую книгу» и рисунки Бердслея, которые, несмотря на его предсмертную просьбу, не были уничтожены.
 

Новости культуры