В музее-квартире Зощенко открылась выставка "Записки офицера"
Исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Зощенко – писателя огромного таланта и трагической судьбы. В Петербурге в музее-квартире Зощенко открылась выставка «Записки офицера». Она посвящена малоизвестным фактам биографии писателя, который сражался на фронтах Первой мировой, награждён несколькими орденами, получил серьёзное ранение, был отравлен в результате газовой атаки противника. Но опыт, полученный на войне, всю жизнь считал бесценным. Рассказывают «Новости культуры».
О жизни литератора во время Первой мировой, рассказать музейным сотрудникам хочется много, а показать особо нечего. Сохранилось всего четыре предмета.
«Безопасная бритва, коробочка, в которую эта бритва кладется, зеркало, тоже для бритья и зажигалка», – показывает старший научный сотрудник Государственного литературного музея «XX век» Дарья Суховей.
Инструмент для бритья – на переднем плане. Может быть, именно о нем Зощенко писал в автобиографической повести «Перед восходом солнца».
В соседней комнате сейчас чисто, но когда-то царил беспорядок. Здесь валялась одежда, рукописи, различные предметы. Здесь жил Михаил Зощенко. Это была его личная территория. Практически не заходили гости, редко бывала жена – писателю это не нравилось. Творил в абсолютном одиночестве – либо за конторкой, либо – за письменным столом.
Все, как при жизни классика. Комод, кровать, скрипучий дубовый паркет, маленькая подушечка, набитая конским волосом. Сшита, кстати, литератором самостоятельно. И десяток коробочек. К ним Зощенко испытывал особую страсть. Туда складывал папиросы, спички и карты. Играл плохо, зато хорошо раскладывал пасьянс и даже гадал.
«Одна знакомая привела к Зощенко свою подругу, – рассказывает старший научный сотрудник Литературного музея «XX век» Алексей Сёмкин. – Михаил Михайлович разложил карты. И вдруг начал рассказывать какие-то вещи очень точные. Так что между подругами даже возникла ссора. Та не могла поверить, что он все это узнал откуда-то».
Зощенко всегда оставался аристократом. Стремясь к элегантности, он практически никогда не снимал пиджак и модные черные ботинки.
«Мы очень долго спорили, какого они размера, – говорит сотрудник отдела развития Центральной библиотеки имени М.М. Зощенко Лидия Шастина. – Он был невысокий и ботиночки, недавно мы вскрыли этот факт, они оказались 38-го размера».
Новые факты из жизни писателя вряд ли еще появятся, сетуют литературоведы. Сатирик не любил рассказывать о себе. Был загадочный. Страдал от глубоких депрессий. Его видели то задумчивым, то строгим, то грустным. Хорошее настроение он хранил не для себя. Видимо, для своих читателей.
Новости культуры