"Сомнамбула" в трактовке Пьера Луиджи Пицци на сцене Большого театра
Результат совместного творчества трех итальянцев на Новой сцене Большого. Главный театр страны представляет сегодня премьеру – оперу Беллини «Сомнамбула». Это произведение эпохи бельканто с успехом идет на ведущих оперных сценах мира. В Большом театре музыкальный спектакль ставился четыре раза, последний – в 1891-м году. Более века спустя возвратить «Сомнамбулу» доверили итальянскому режиссеру Пьеру Луиджи Пицци. За дирижерским пультом – экстравагантный маэстро Энрике Маццола, признанный интерпретатор опер бельканто. Рассказывают «Новости культуры».
Здесь больше Чехов, чем Беллини. Режиссер Пьер-Луиджи Пицци не скрывает – к чеховской театральной традиции относится с пиететом. Потому действие перенес в конец XIX века, когда «Сомнамбула» покинула сцену Большого. Накануне генеральной репетиции даже посетил могилу писателя на Новодевичьем кладбище.
«Чеховский опыт помог мне ухватить идеи Беллини, объединившие музыку, пение и возвышенные чувства, – рассказывает Пьер Луиджи Пицци. – Чехов тоже говорит о возвышенном. Его «Три сестры» как и героиня Беллини, в своих мыслях поднимаются над обыденным. Стремятся к мечте».
В Большом заново открыли забытый и прекрасный язык итальянского бельканто. В Советском Союзе, в отличие от императорских театров, оперы бельканто исчезли из репертуара. Счастливым исключением стали «Севильский цирюльник», «Норма» и «Лючия де Ламмермур». Советские идеологи считали, что сюжетам Россини, Беллини, и Доницетти, ярких представителей бельканто, не хватало драматизма, классового неравенства и борьбы за справедливость. У современных постановщиков другие проблемы.
«Еще до 60-х годов прошлого века Беллини часто исполнялся в театрах, но сегодня это редкость, – рассказывает Энрике Маццола. – Центром беллиниевских опер являются голоса, чтобы исполнять бельканто нужна голосовая дисциплина, поэтому в мире проще найти артистов, способных исполнять Верди и Пуччини, чем Беллини».
Теперь они одна команда. На эти сорок дней репетиций забыли про дом и сон, все выходные практически жили в театре.
«Мы вместе работаем с 11 утра до 11 вечера, вместе кушаем, отдыхаем», – говорит заслуженный артист России Петр Мигунов.
У американки Лоры Клейкомб – дебют в Большом. Она – Амина, девушка-лунатик, из-за своего сомнабулизма чуть не лишилась жениха. Ночью, во сне, попав в комнату к незнакомому мужчине, стала жертвой интриги коварной соперницы.
В 94-м Лора дебютировала на европейской сцене, исполнив главную партию в «Ромео и Джульетте» Беллини. Тогда же получила серебряную медаль на конкурсе Чайковского. Партии бельканто пела в Мюнхене, Лос-Анджелесе, теперь – Москва.
«За эти годы я спела много белькантовых героинь, но никогда не выступала в Москве в полноценной опере, – отмечает певица. – Только в концертном исполнении в «Лючии де Ламмермур». Моя героиня проста сама по себе. Это сложно сыграть на сцене. Легче, когда героиня полна драматизма и не устойчива в своих настроениях. К тому же всегда трудно найти партнера..мне повезло – я работаю здесь с Колином Ли».
Колин пел «Сомнамбулу» один раз, в Бельгии. И то в концертном исполнении. Но партию Эльвина, оскорбленного жениха, разыграл как по нотам.
«Надеюсь, что все оценят красоту музыки, но думаю что не все зрители хорошо знакомы с этой оперой, – говорит Колин Ли. – Мне интересно, как ее воспримут здесь».
Анна Аглатова впервые не на первых ролях. А значит никаких страданий и сумасшествий. Получив партию Лизы, была счастлива. Роль хоть и отрицательная, но выходить из нее не хочется.
«Партия мне по духу близка, по голосу моя, – признается Анна Аглатова. – Когда взялась, сказала: “Спасибо, господи, что представилась возможность петь Беллини в театре”».
Пьер Луиджи Пицци не только срежиссировал спектакль. Костюмы и декорации тоже его. Это не Швейцария с Альпами, черепичными крышами, с неизменной стабильностью и спокойствием. Скорее средняя полоса России, с березками….и мятежным духом. Влияние Антона Павловича Чехова - решающий аргумент в этой итальянской истории красивого пения.
Новости культуры