Неделя Нидерландов на телеканале «Россия К»

18 марта 2013 12:33
В рамках недели Нидерландов на телеканале «Россия К» смотрите премьерный авторский цикл Ирины Коробьиной «Голландские берега. Умная архитектура» (18 - 21 марта, 23:00), концерты Королевского оркестра Концертгебау (18 - 21 марта, 17:40), выступление одного из самых авторитетных европейских ансамблей «Гаагские ударники» (22 марта, 17:40), а также художественный фильм «Стрелочник» (22 марта, 23:35) в рубрике «Культ кино с Кириллом Разлоговым».

В рамках недели Нидерландов на телеканале «Россия К» смотрите премьерный авторский цикл Ирины Коробьиной «Голландские берега. Умная архитектура» (18 - 21 марта, 23:00), концерты Королевского оркестра Концертгебау (18 - 21 марта, 17:40), выступление одного из самых авторитетных европейских ансамблей «Гаагские ударники» (22 марта, 17:40), а также художественный фильм «Стрелочник» (22 марта, 23:35) в рубрике «Культ кино с Кириллом Разлоговым».

«Голландские берега. Умная архитектура» (18-21 марта, 23:00) – авторская программа директора Государственного музея архитектуры им. Щусева Ирины Коробьиной о современной голландской архитектуре и её героях – ведущих архитекторах Нидерландов.

Четыре фильма цикла охватывают основные области архитектурного устройства и смелые решения сложнейших проблем самой креативной в области архитектуры и дизайна страны в мире: общие принципы и подходы в архитектуре Нидерландов, жилищное строительство, социальное жилье, градостроительство, развитие старых и строительство новых городов и районов, реконструкция и приспособление старой архитектуры.

Архитектор Вини Маас, один из основателей голландского архитектурного бюро MVRDV: «Голландский исторический контекст у нас глубоко в мозгах. Нами движет оптимизм. Мы верим в технологии и в себя, в сотрудничество и созидание. Наша общая черта – героизм в сражениях с реальностью, желание работать над ней, чтобы улучшить собственную среду обитания». Голландская архитектура, как известно, служит рациональной организации жизненного пространства. К этому подвигает и голландская история, и особенности природы, и маленькая территория, наполовину отвоеванная у моря с помощью сложной инженерии и передовой архитектуры. Государство ежегодно тратит 20 млн. евро на поддержку архитектурного образования, культурных программ и многочисленных экспериментов, призванных улучшить качество жизни голландцев, которые очень бережно относятся к использованию своей земли.

«Мы счастливчики, потому что вокруг нас много воды, и мы активно осваиваем водные пространства», – заявляет голландский архитектор Коэн Олтуис, проектирующий плавающие дома. Голландские архитекторы намерены создать целый город на воде. Звучит очень «по-голландски»! Целыми столетиями голландцы боролись с водой путем возведения плотин и дамб, и, в конце концов, научились взаимодействовать с морской стихией и извлекать преимущества из грозного соседства. И в этой борьбе голландские архитекторы добились такого качества, к которому остальной мир только стремится.

Автор программы Ирина Коробьина представляет голландскую архитектурную мысль системой взаимосвязанных элементов, дополняющих и развивающих друг друга. Характерные голландские качества, которые отличают её от архитектуры других стран и в то же время делают достоянием всего мира, сводятся к «пяти элементам». В программе «Голландские берега. Умная архитектура» каждый из них раскрывается через конкретные архитектурные примеры и авторские комментарии.

Первый фильм «Страна как проект» (18 марта, 23:00) рассказывает о главных государственных приоритетах Голландии, известных во всем мире – архитектуре и дизайне. Голландцы уже более тысячи лет оттесняют море, осушают болота, борясь за свою землю. Искусственный ландшафт, веками создаваемый руками людей, делает всю страну уникальным архитектурным проектом. Архитектурная и инженерная мысль в Голландии направлена на расширение территории, но не только. Она о том, как сделать человека счастливее. «Архитекторы здесь проектируют не здания, а жизненные процессы», – утверждают Рем Кулхаас и Вини Маас, признанные лидеры современной архитектуры во всем мире. Они, а также их единомышленники, ученики и последователи играют сегодня ключевую роль в формировании современного архитектурного ландшафта Нидерландов.

Правительство Голландии держит курс на улучшение жилищных условий для всех своих граждан без исключения. Нидерланды, единственная страна в Европе, где социального жилья больше, чем коммерческого. Принцип голландского общежития – соединять в одном районе и нередко под одной крышей жилье как для обеспеченных, так и малоимущих граждан. Это не трудно – по всем параметрам оно неотличимо. Главные качества современной жилой архитектуры Нидерландов – безопасность, экологичность, архитектурная выразительность и доступность. В центре внимания программы наиболее яркие тому примеры – «Моря домов» (19 марта, 23:00).

Фильм «В волнах обновления» (20 марта, 23:00) о реконструкции, реновации, рестайлинге – главных источниках голландского архитектурного процветания. Здесь нет ничего пропащего, бесполезного или отработавшего своё. Все переосмысливается, усовершенствуется, идёт в дело снова и снова. В «волнах обновления» оказываются самые разные объекты. Например, памятники голландского функционализма – дом семьи Сонневельд, которому вернули идентичность строго научной реставрацией, и фабрика по производству табака Ван Нелле, преобразованная в центр креативных индустрий. И таких примеров в городе много: здание бывшей тюрьмы было превращено в «культурное посольство» для международной творческой богемы, устаревший Восточный порт Амстердама стал престижным жилым районом, благодаря новой авангардной надстройке фабрика по производству продуктов питания стала ленд-марком Роттердама.

21 марта в 23:00 – заключительный фильм цикла «Город на плаву». Небольшие размеры голландских городов компенсируются блестяще продуманной инфраструктурой. Прежде, чем что-то построить, голландцы всегда тщательно планируют свои территории. Непрерывное комплексное преобразование искусственно созданной земли – многовековая традиция. В современном прочтении она дает неожиданные результаты. На примере комплексной реконструкции старого Роттердама и строительства на земле, отвоеванной у моря, совсем нового города Алмере рассматриваются характерные для Нидерландов стратегии городского развития. Экономический кризис, захлестнувший Нидерланды, направил архитектурную мысль на использование уже существующих ресурсов для жизнеобеспечения страны и усовершенствования организации жизненного пространства её граждан.

В рамках недели Нидерландов в эфире телеканала «Россия К» – концерты Королевского оркестра Концертгебау (18-21 марта, 17:40). В программе: Н. Римский-Корсаков. «Шехерезада»; Д. Шостакович. Симфония № 15; И. Брамс. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (солист Д. Баренбойм); С. Рахманинов. «Симфонические танцы». 22 марта в 17:40 – концерт одного из самых авторитетных европейских ансамблей «Гаагские ударники». Музыканты с огромным успехом выступали практически во всех европейских странах, в США, на Ближнем и Дальнем Востоке. Со дня основания ансамбля в 1977 году они шаг за шагом реализовали свою принципиальную программу: играть современные сочинения и расширять звуковые горизонты ударных инструментов. В московском концерте прозвучали сочинения: «Части дерева» и «Барабаны» Стива Райха, «Парад» Гуо Венжинга, «1+1» Филипа Гласcа.

Закрывает неделю Нидерландов психологическая драма Йоса Стеллинга «Стрелочник» (22 марта, 23:35) по одноименному роману Жан-Поля Франссенса. Йос Стеллинг – один из родоначальников новой голландской волны в кинематографе, открывшей миру кино Нидерландов. Стеллинга, одного из ведущих европейских режиссёров и сценаристов, возможно, не до конца оценили на родине. Но его знают и ценят в России. Картину «Стрелочник» впервые показали в 1987 году на Московском кинофестивале.

Киновед Кирилл Разлогов: «Йос Стеллинг – одна из самых парадоксальных фигур в современном кинематографе. То, что его фильмы пользуются большей популярностью за пределами родной страны, во многом определяет диапазон тем, к которым обращается режиссёр. Содержание его картин глубже, чем может показаться. Стеллинг уводит зрителя в сторону притчи, в сторону философских суждений, из которых всегда следуют весьма широкие умозаключения (не всегда декларируемые, скорее подозреваемые). Это касается и его классических работ, таких как «Стрелочник» и «Иллюзионист», и более сложной в плане построения картины «Ни поездов, ни самолетов». Йос Стеллинг, безусловно, фигура очень яркая, но локальная. Это даёт ему возможность держаться особняком от любых линий развития современного кинематографа, рассчитанного на широкого зрителя. Йос Стеллинг – это арт-хаусное кино».

«Стрелочник» – один из главных фильмов Стеллинга (приз Венецианского МКФ (1986), Приз МКФ в Сан-Паулу (1986), Приз МКФ в Брюсселе (1987), 3 приза МКФ «Фанташпорту», Португалия (1988). В ролях: Джим ван дер Вуд, Стефани Эскофье, Джон Крайкамп, Йос де Паув, Тон ван Дорт. Вдали от городов на железнодорожном разъезде живёт и работает одинокий стрелочник. Размеренный ритм его жизни нарушают лишь почтальон и машинист. Но однажды среди ночи с остановившегося на минуту поезда по ошибке сошла красивая загадочная иностранка…

Пресс-служба канала «Россия К»