"Большая опера". Впереди – четвертый конкурсный день

24 октября 2014 10:14
Завтра решающим критерием отбора станет мастерство перевоплощения, и не только визуального. Конкурсантам придётся петь современную оперу.

Третий сезон уникального проекта телеканала «Культура» «Большая опера» продолжается. Неделю назад трое участников покинули съёмочную площадку. У остальных воля к победе возрастает прямо пропорционально сложности заданий. Завтра, в 21:00, не пропустите четвёртый конкурсный день состязания, в котором решающим критерием отбора станет мастерство перевоплощения, и не только визуального. Конкурсантам придётся петь современную оперу. Подробности – «Новостей культуры».

День у конкурсантов начинается задолго до записи программы. В гримерках – суета сует – кажется, и суток не хватит на то, чтобы выбрать костюм, подобрать макияж, сделать прическу. Фен здесь не выключается часами. Все ради одной только цели.

«Конечно, самая приятная часть дня – это запись самой программы, конкурсное выступление. После всей подготовки, после макияжа, после наряда, когда уже готов образ, и ты выходишь на сцену, и перед тобой сидят великие люди, – это просто чудесные моменты», – признается участница проекта «Большая опера» Василиса Бержанская.

В самых неожиданных местах появляются платья. Василиса Бержанская за три минуты должна перевоплотиться в мужчину. Дирижер Фабио Мастранджело, как Фигаро, – за ним не уследишь. На грим – всего 5 минут. Его роль маэстро не меняется. А вот рядом с Алексеем Саяпиным – прототип его героя – лучшее фото Пьера Безухова, чтобы на репетицию прийти уже в образе.

На съемочной площадке все жарче, и дело не в лучах софитов. Следующий этап «Большой оперы» включает три программы, по итогам которых еще двое участников проект покинут. В новом выпуске, в эфир он выйдет уже завтра, конкурсанты исполнят арии из современных опер, а это задача вдвойне сложная. Нужно хорошо понимать, что такое «современная, новая опера», и где находятся границы этого жанра. Ну, и конечно, чувствовать, насколько возможно нарушить устоявшиеся традиции.

Это главные темы и для жюри. Их философские отступления – как глоток воздуха для участников. После идут оценки. Многие конкурсанты этого тура ждали, чтобы поделиться национальным достоянием – оперой «своих» композиторов. Белорус Илья Сильчуков выбрал арию из оперы Дмитрия Смольского. «"Земля, не прокляни меня" – с этого начинается песня."Земля, что дремлет в вечном сне" – это его дума об Отечестве», – объясняет участник проекта «Большая опера» Илья Сильчуков.

«Есть певцы, на голоса которых ложится колорит музыки их народности. Вот, например, прекрасный певец из Монголии, в котором должно присутствовать гортанное монгольское пение. Это интересно услышать для меня», – говорит певица, народная артистка РСФСР Галина Калинина.

Бадрал Чулуунбаатар  – в образе Чингисхана, как сам говорит, – деда. Специально для этого выступления друг привез певцу костюм из Улан-Батора. Из Монголии дошли и настойчивые рекомендации композитора, этим летом создавшего новую редакцию оперы. «Я тогда позвонил: "Дайте мне, пожалуйста, партитуру нот, новый клавир. Старый вариант, пожалуйста". Он сказал: "Новый вариант"», – рассказывает участник проекта «Большая опера» Бадрал Чулуунбаатар (Монголия).

Каждый раз участники встают перед выбором – и не только произведения. Лишний раз думают, куда смотреть – в камеру, на зрителей или на членов жюри перед ними. Только дирижер, кажется, расслаблен.

Почему запел маэстро, и как будут удивлять жюри участники, узнаем завтра.


Новости культуры