Театр имени Моссовета представляет "Горе от ума"
«Двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Театр имени Моссовета представляет комедию Грибоедова «Горе от ума». О страданиях молодого Чацкого решил рассказать актер и режиссер Александр Яцко. Само произведение автор спектакля называет «совершенством», а потому ждать новомодных трансформаций от данной интерпретации, видимо, не стоит. Здесь действует закон: «Не навреди». Так что, задача постановщика – правильно преподнести текст Грибоедова. Премьеру сыграют на «Сцене под крышей» уже сегодня вечером. Рассказывают «Новости культуры».
«Грибоедов был еще и гениальным пианистом-импровизатором», – говорит Яцко. И потому свой спектакль сделал из одной пьесы и двух вальсов. Пьесу играют артисты, вальсы – струнный квартет, с участием самого режиссера.
Отдавая Грибоедову лавры лучшего российского драматурга, признавая образцом изящной русской словесности, Яцко созрел до постановки «Горя от ума» по причине, кажется, посторонней. На него, архитектора по первому образованию, сильное впечатление произвела Ротонда известного архитектора Александра Бродского.
«В чистом поле стоит овальное сооружение, без крыши, с множеством дверей. Можно отовсюду войти и куда угодно уйти, осмотреть окрестности, разжечь очаг. Оно бессмысленно и прекрасно своей беззащитностью. Я подумал, что это – повод для театра, я представил в этом пространстве людей, и первое, что пришло на ум – герои пьесы Грибоедова “Горе от ума”», – говорит режиссер-постановщик, сценограф Александр Яцко.
Ротонда Бродского стала основой сценографии спектакля, которую Яцко сделал сам. Для него важно было прочесть хрестоматийную комедию глазами современного молодого человека, так как сама история – из жизни молодых людей. Разрушая сложившуюся веками традицию, когда Чацкого играл актер зрелый, взрослый, Яцко позвал на главную роль совсем молодого человека – актера Театра имени Пушкина Артема Ешкина, только что окончившего Школу-студию МХАТ. Его возраст буквально совпадает с возрастом Чацкого.
«Я знаю, что обычно люди старше меня играют это. И все равно я не ассоциирую себя с его возрастом – мне кажется, что я немножко младше. Я пытаюсь здесь как-то похулиганить. С учетом того, что я понимаю, какое это произведение, какая это роль, пьеса, в каком я месте нахожусь, с какими людьми работаю, но я стараюсь именно похулиганить как-то», – поясняет актер Артем Ешкин.
Возраст героев становится ключевым в спектакле Александра Яцко. Софью Фамусову играет выпускница курса Константина Райкина Александра Кузенкина. У юной, начинающей актрисы – совсем другое чувство возраста персонажа.
«Мое ощущение, что я старше. Я должна делать ее немножко более наивной, не могу сказать что у меня столько опыта, огромный багаж жизненный за спиной, но у меня есть ощущение, что она наивнее, более открытая, более восприимчивая к ситуациям и более ранимая», – рассказывает актриса Александра Кузенкина.
Роль Фамусова также нашла полное возрастное совпадение. Ставшего давно нарицательным московского барина сыграл Валерий Яременко. Его Фамусов совсем не похож на других – нервический, острохарактерный, комедийный.
«Он человек, который любит жизнь. Любит дочь… в Фамусове есть много хорошего, но социальная прослойка, в которой ему удалось прожить, – она его немножко погубила. Я вообще пытаюсь всегда своих персонажей сделать чуть-чуть лучше, чем они есть на самом деле. Конечно, я не буду забывать о морали грибоедовской, но смею надеяться, что то обаяние, которое во мне существует, я подарю и своему Фамусову», – делится заслуженный артист России Валерий Яременко.
Не претендуя на лавры новатора, Яцко отсек все лишнее, что наслоилось за годы постановок «Горе от ума». Выяснилось, что точное следование указаниям автора может стать по-настоящему свежим прочтением классической пьесы, что бы там ни говорила княгиня Марья Алексеевна.
Новости культуры