"Эрендира" – премьера на сцене БДТ имени Товстоногова
Большой драматический театр представил премьеру на своей Второй сцене, в Каменноостровском театре. Спектакль называется «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и её бессердечной бабушке». «Эрендира» – это режиссёрский дебют артиста Фёдора Лаврова. Худрук постановки – Андрей Могучий. Главная, по сути, героиня спектакля осталась безымянной. Она просто Бабушка. В ней есть что-то от Кабанихи Островского. Всё в мире должно быть подчинено её интересам и оправдываться любовью в её понимании. И как пьеса Островского, постановка по произведению Маркеса, заставляет задуматься о границах свободы и о выборе. Рассказывают «Новости культуры».
На два часа зрители словно переносятся в Латинскую Америку. Танцы, музыка, национальные костюмы...
И только одно лицо без эмоций. Девушка на заднем плане, смотрящая в одну точку, – это и есть Эрендира. Отец умер, теперь она живет с бабушкой – злой, прихотливой старухой, в небольшом доме, в далеком округе.
Устав от непосильного труда, Эрендира уснула, забыв погасить свечу... В ту ночь сгорел дом и все имущество. «Бедная моя девочка! – произносит бабушка. – Тебе и жизни не хватит, чтобы возместить мне такой ущерб!» И на следующий же день за 30 песо продает девственность любимой внучки местному мяснику. Нина Усатова – она играет бабушку – пытается если не оправдать, то по крайней мере понять свою героиню.
«Другого выхода у них нет. Куда они пойдут? Кто им что даст? Сгорел дом, сгорело все, пусто», – говорит народная артистка России Нина Усатова.
Когда в округе не остается ни одного мужчины, способного оплатить любовь 14-летней Эрендиры, бабушка – у которой, к слову, нет имени – увозит внучку в другое место, где можно хорошо заработать. Там дает рекламу, и мужчины со всей округи едут к девушке. Режиссер спектакля Федор Лавров – это его дебютная работа – признается, что бабушку как ни пытался, понять не смог.
«Я со своей позиции оправдать бабушку не могу никак! Какая бы обаятельная, потрясающая, замечательная она ни была, но этот поступок – ни с христианской позиции, ни с точки зрения любой морали – это ни в какие ворота не лезет!» – поясняет режиссер-постановщик спектакля «Эрендира» Федор Лавров.
Так можно ли преступление оправдать обстоятельствами? Маркес словно спорит с моралистами. А почему бабушка поступила плохо? Быть может, наоборот, из любви к внучке она нашла выход, чтобы спасти Эрендиру?
«Находясь в плену своих стереотипов, мы имеем возможность окунуться в какую-то иную систему координат, в иную систему закономерностей, что свойственно Маркесу с его магическим реализмом, где вдруг хорошее оказывается плохим, а плохое – хорошим. Где добро – зло, а зло – добро!» – рассказывает художественный руководитель БДТ имени Г.А. Товстоногова, художественный руководитель постановки Андрей Могучий.
Этот спектакль без хэппи-энда – в итоге внучка убивает бабушку. Но не своими руками. Ей помогает возлюбленный Улисс. У повести открытый финал. Эрендира навсегда оставляет юношу и выбирает свободу.
Этот спектакль в духе мексиканского ретабло – картина выглядит слишком наивной, а потому не кажется столь страшной и жуткой, как на самом деле. Но лишь до определенного момента. Это и есть магический реализм Маркеса.
Новости культуры