В Петербурге вспоминают Веру Комиссаржевскую
В Петербурге вспоминают Веру Комиссаржевскую – 8 ноября исполнится 150 лет со дня рождения выдающейся актрисы, вошедшей в историю как «Чайка русской сцены». На императорскую сцену она поступила только в 32 года – поздно по меркам того времени. И всё же опередила время, во многом предугадав дальнейшее развитие сценического искусства.
Она пришла на сцену по театральным меркам довольно поздно. В 29 лет. Хотя ей с детства предрекали: будешь великой актрисой.
«Способности у нее были несомненные. Она росла в творческой семье. Папенька репетировал роли. Но, тем не менее, о том, чтобы идти на сцену, – не было и речи. Для нее не это было главное. Она положит всю свою жизнь на то, чтобы понять, что же для нее главное», – рассказывает главный научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Юлия Рыбакова.
У Комиссаржевской была прекрасная память: она с первого раза заучивала стихи. Сама сочиняла, играла и пела в домашних спектаклях.
В театре, который носит имя Комиссаржевской, репетируют спектакль-посвящение о судьбе актрисы. Здесь сохранились ее вещи – афиши, фотографии, чернильница... И даже номер телефона. «В частности, существует визитная карточка Веры Федоровны Комиссаржевской, где написан телефон 53–55, а телефон дирекции театра до сих пор: 315–53–55. То есть номер телефона сохранился – последние четыре цифры, как у Веры Федоровны», – отмечает художественный руководитель Санкт-Петербургского Академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков.
Она играла сначала в Новочеркасске, потом получила приглашение в Петербург, в Императорский Александровский театр. Станиславский скажет: «Где скрывалась до сих пор такая огромная сила таланта, глубины и вдумчивости?» На репетиции в театр приезжал Чехов. Он писал: «Никто так верно не понимал меня, как Вера Федоровна...».
При этом сама Комиссаржевская не чувствовала удовлетворения от того, что делала. Она ушла с императорской сцены, мечтая открыть свой театр. Гастролировала по России, чтобы собрать деньги. Сохранилось много писем той поры.
Вот одно из таких посланий, адресованных Евтихию Павловичу Карпову, – режиссеру Александринского театра. Лето 1900 года. Комиссаржевская пишет: «У нас такая жара, что ужас! Я ничего не делаю, не могу – конечно, не от жары. Вероятно, это следствие усталости, а может, старость души приходит и приносит с собой апатию и полное разочарование в своих духовных силах». Эта мысль преследовала Комиссаржевскую до конца жизни.
В мае 1906 года Комиссаржевская подписывает договор с Мейерхольдом, но почти все постановки заканчиваются полным провалом. Через сезон она увольняет режиссера. Она продолжала искать... новый театр и новую себя.
Мечтала открыть актерскую школу, где будут воспитывать совершенного человека. Но не успела. Она умерла в Ташкенте во время гастролей – от черной оспы. Ее вещи сожгли, запаянный гроб привезли в Петербург. Проститься с ней пришли тысячи людей. О Комиссаржевской говорили: она была преждевременной, она опередила Серебряный век.
Новости культуры