Чистая победа Валерия Тимощенко

10 ноября 2014 15:46
Подведены итоги XI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел». Первая премия «За лучшее документальное кино» - вручена режиссёру Валерию Тимощенко за его фильм «Чистая победа. Битва за Севастополь»

В Москве завершился XI Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Его девиз – «Доброе кино возвращается». Фестиваль объединяет тех, кто тоскует по фильмам о любви, верности, нормальным человеческим отношениям. В этом году кинофорум прошел под знаком празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

«Отрадно видеть, что в этот год темы духовного подвига, духовного преображения личности и его влияния на окружающих находят широкий отклик в обществе, и в том числе среди деятелей киноискусства», - отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В этом году для участия в конкурсной программе кинофестиваля было заявлено 368 игровых полнометражных, короткометражных, документальных и анимационных фильмов из 26 стран. Из них 83 картины вошли в конкурсную программу, 61 фильм — во внеконкурсную. В ретроспективные показы отобрано 44 фильма.

Первая премия «За лучшее документальное кино» - вручена режиссёру Валерию Тимощенко за его фильм «Чистая победа. Битва за Севастополь», который с успехом прошел в эфире телеканала «Россия К» в мае этого года. Это уже не первая премия у картины. Лента получила Гран-при VII фестиваля документального кино «Соль земли» в Самаре (2014).

Авторский фильм Валерия Тимощенко «Чистая победа. Битва за Севастополь» - это уже второй фильм из документального цикла «Чистая победа». В 2013 году был снят «Штурм Новороссийска». Сейчас в производстве еще две картины: о сражениях на склонах Эльбруса – «Горная война» и «Русское небо» - о величайшем воздушном сражении Второй мировой войны, которое было в небе над Кубанью в апреле-июне 1943 года.

«Битва за Севастополь» рассказывает о взятии легендарной морской крепости 9 мая 1944 года. Штурм Севастополя показан подробно и непредвзято, со множеством неизвестных фактов… О тех давних героических событиях рассказывает один из его участников — морской пехотинец Георгий Савенков, и это помогает зрителю приблизиться к правде о великой войне. «Фильм соединяет военную хронику и современные съемки в городе во время референдума о присоединении Крыма к России весной 2014 года. Если говорить о чувствах людей, то чистая победа семидесятилетней давности с потрясающей точностью отражается в другой победе. И становится ясно, что эти люди ни тогда, ни сегодня проиграть не могли. Это была во всех смыслах — Чистая победа!», - говорит Валерий Тимощенко.

Валерий Тимощенко: «Чистая победа» – это военный цикл, приуроченный к 70-летию Великой Победы. Но также я сейчас работаю и над современной военной тематикой, над фильмом об операторах на войне - "Не стреляйте в оператора". Он вот-вот должен выйти в эфир телеканала "Россия К". И в нем охвачены все войны… (в которых участвовал сам Валерий Тимощенко в качестве режиссера и оператора, - прим. ред.) Речь идет о коллегах, операторах, съемщиках, журналистах – с 1992 года. Абхазия, Чечня, Цхинвал, Карабах, Сербия опосредованно, и вот сейчас – Луганск. В который у меня было уже четыре командировки. Я там проследил – как возникали ситуации, люди, портреты. Уникальность ленты в том, что рассматриваются и военные действия 1992 года, и сегодняшние – как одна единая война. Причем это даже не было задумано, так стало получаться в процессе работы над фильмом».

«Когда Валерий начал работать - поясняет руководитель студии познавательных программ Виталий Трояновский, - он вдруг понял, что это одна война! Это возникло из общего материала - как факт».

- Мои герои – продолжает рассказ режиссер – это коллеги-журналисты, многие из них уже трагически погибли. Причем, интересно, что эта идея возникла еще года два назад. И так все и переходило из плана в план… Но сейчас стало ясно, что это жутко актуально.

- А что такое оператор на войне? Он участник или наблюдатель?
- Мое убеждение, что главный посыл, которому учат нас, киношников и журналистов, что журналист обязан быть объективным – в последнее время это подверглось жуткой девальвации. Потому что оказалось, что миф об объективности западной журналистики – ложный. И это стало понятным еще во время Цхинвала. Еще десять лет назад – все было иначе. И сегодняшние события – это солдат информационной войны, две параллельные реальности… И то, что мог говорить когда-то Толстой в «Севастопольских рассказах» или Лермонтов о Кавказе – такого сейчас нет. Да и есть ли сейчас такого уровня поэт серьезный, который был бы еще и, например, командиром спецназа?! Как в Великую Отечественную войну – Константин Симонов, вся лейтенантская проза: Бондарев, Бакланов, Константин Воробьев – целая плеяда. Сегодня такого нет. Когда я снимал еще про Чечню – я увидел, что вся профессиональная съемка проходила на стороне противника. У нас когда-то была великая школа военного репортажа. Сейчас ее нет, и часто некому с камерой в руках доказывать нашу правоту. Когда я делал фильм о Чечне «Два комбата», я был там и сам снимал, то столкнулся с тем, что 99 процентов хроники принадлежит зарубежным телекомпаниям. И подают они все так, как им нужно. А с нашей стороны – только Сладков, ну и еще несколько ребят. А настоящую хронику снимали офицеры СОБРа или ВДВшники. Так кто тогда Союз кинематографистов?
В последнее время ситуация у нас несколько изменилась, у нас появилось много профессиональных журналистов, кинематографистов, но многие из них и гибнут. Мой предыдущий опыт, конечно, мне всегда помогал. И, если бы наш фильм немножечко бы помог и спас бы, быть может, жизнь какому-нибудь молодому человеку! Уберег бы от ошибок, от тщеславия. От шума толпы – «белое, белое, белое», а там раз - и «черное». «Ты должен там снимать, и там». А это - безнравственно! И этого делать нельзя. Потому что ты либо тех подставишь, либо других, либо невольно передашь информацию противнику. Либо сам, в конце концов, погибнешь.

- Эта лента пойдет на канале «Россия К»?
- Конечно. Это ведь все культура. Когда мы занимаемся своим делом – весь мир открывается тебе. Проследив все войны – ты видишь многое иначе. Улавливаешь закономерности, которые не видны, прошло пять лет после очередных событий и все забылось. Но украинские события невозможно понять, не обратив внимание на Абхазию 1992-го.
Сейчас я был в Луганской области в поселке Новосветловке. Он весь разбит. Люди, которые спасались в Свято-Покровском храме и молились, а он был заминирован фугасами, но чудо – они вышли, бежали через минное поле, и они все остались живы. Просто опросить всех очевидцев, кто остался жив – это было бы отдельной темой, не новостной, - вот она история, культурология, сюжет…

Ирина Курбанова
tvkultura.ru