В Москве начала работу выставка "Видения Михаила Нестерова"
В год 700-летия Сергия Радонежского аукционный дом MacDougall’s представляет в столице выставку работ Михаила Нестерова. Образ Игумена всея Руси был центральным в творчестве русского живописца. На протяжении многих лет он упорно стремился в полной мере воссоздать облик Сергия Радонежского, постичь все грани его святости – и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами. В экспозицию вошли произведения из частных собраний, коллекции Московской православной духовной академии Троице-Сергиевой Лавры и внучки художника.
Один из самых известных сюжетов Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» на картине, представленной на выставке, как будто зеркально перевернут. И оба персонажа почему-то смотрят в одну сторону – туда, где происходит нечто для зрителя невидимое. Революция. Картина датирована 1917-м годом. Организаторы выставки поместили полотно в центр экспозиции, а всего здесь более 30 экспонатов – в основном очень редко выставляемые произведения известного русского художника из частных и музейных собраний.
«Он пишет более 15 масляных работ, композиционно отличающихся по духу, – рассказывает директор аукционного дома Екатрина Макдугалл. – Наша работа – в оригинальной, кстати, раме – происходит первоначально из коллекции Шаляпина, а сейчас она в одной из частных коллекций в России».
На этой выставке в миниатюре представлен весь мир Михаила Нестерова – все темы, волновавшие его в искусстве. Образ русской женщины. Встреча души с Богом. Судьба страны. В экспозиции – картина называется «Страстная седмица». То есть неделя перед Пасхой. Вся Россия собралась у креста. За спиной Достоевского, если присмотреться, потрет философа и священника Сергия Булгакова. Художник замазал его собственноручно.
«Дело в том, что отец Сергий, уехав после революции в Европу, он будучи философом, высказывал некоторые вещи, которые были несовместимы с церковным учением, – поясняет хранитель фондов Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной академии диакон Артемий Головчанский. – Это одна из версий, почему он был замазан».
Для церковно-археологического кабинета Московской духовной академии эта выставка не только возможность показать свое богатство. Но и шанс привлечь внимание вот к этим эскизам Михаила Нестерова. В 1898-м году младший брат Николая II Великий князь Георгий Александрович заказал Нестерову роспись церкви святого Александра Невского в Абастумани в Южной Грузии. Сегодня эскизы нуждаются в косметической реставрации, средств на которую у небольшого академического музея нет.