В театре имени Вахтангова прошёл вечер, посвящённый Михаилу Козакову
Вечер, посвящённый 80-летию со дня рождения Михаила Козакова, прошёл в театре имени Вахтангова. Это был человек со сложной судьбой и с характером, который близко знавшие его называли особым нравом, манерой жить вопреки, поперёк. Режиссёр, актёр театра и кино, Народный артист России Михаил Козаков считал, что в каком-то смысле он избалован судьбой. Это его слова: «Я играл фантастические роли! Обычно актеры говорят: "Я не доиграл". Но вот, благодаря Господу Богу, если я сыграю и не провалюсь в "Лире" (Короля Лира он играл в театре Моссовета), то смогу сказать, что всё сыграл».
В этот вечер актеры, коллеги, друзья вспоминают самые разные моменты творческой жизни Михаила Казакова. Одним из первых Сергей Юрский рассказывает об их дружбе, которая началась еще в юношестве. Как вместе поступали в школу-студию МХАТ. Как Козакова приняли сразу и сразу оценили. И как он, будучи студентом-первокурсником, старался помочь своему другу: «Я уже учусь на юридическом факультете, мне это нравится… Как бы не так: "Я поговорю с твоим отцом, я поговорю с педагогами школы-студии МХАТ, я займусь". Этот молодой человек так говорил и так делал. Он пошел к моему отцу – весьма влиятельному в театральном мире человеку, весьма авторитетному – этот, в общем-то, мальчик пошел и стал объяснять, что Сережа должен действовать так, а не так, как вы думаете».
Первые шаги и сразу – невероятный для начинающего актера успех: роль Гамлета на сцене театра Маяковского, роль, к которой он без конца возвращался в своих мыслях. А настоящая слава пришла с появлением Козакова на киноэкране: «Человек-амфибия», «Соломенная Шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя».
Актер, режиссер, писатель. Его отличало умение проявить себя в самых разных ипостасях и нежелание стоять на одном месте: «Он был без потолка – то есть, я не знаю сколько у него было ресурсов, сколько у него было идей… Если он работал, то работал до изнеможения», – отзывается о Козакове Заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова.
Сын писателя, литературу Козаков знал и любил с детства. Особенно поэзию: от Пушкина до Бродского. Во многих интервью он признавался, что справиться с тяжелыми моментами в жизни помогали именно стихи. Их знал много – мог читать часами. «Он читал людям не потому, что хотел самовыразиться, а потому, что нёс некую просветительскую миссию. Люди этого не понимали и начинали скучать. Например, Бродского, которого и так-то все не очень понимают – а он ещё и утомляет своим чтением. Знал безумное количество стихов и все это читал. Но это было миссионерство, просветительство», – вспоминает народный артист России Владимир Качан.
Самые заметные работы Козакова в качестве режиссера – «Безымянная звезда» и, конечно, «Покровские ворота». Олег Меньшиков, сыгравший главную роль в этой столь популярной ленте, вспоминает, как после съемок собирались у Козакова дома. Общаться с ним было легко: «Он меня научил просто радоваться жизни, это редкий дар. Поэтому кроме слов благодарности и теплых и нежных воспоминаний и чувству к нему я больше ничего не испытываю. Я где-то это уже сказал, и лишний раз повторяю: чем дальше он уходит, тем ближе становится».
Он всегда тонко чувствовал время и его героев. От актеров Михаил Козаков старался добиваться правильной интонации. Говорил, что ему очень повезло – с ним работали лучшие актеры. «Он не натаскивал на интонацию, но акцентировал смысл, и ты должен был повторить этот акцент в этом предложении и в этом куске. Я безоговорочно ему верила, шла за ним и всегда выигрывала», – рассказывает народная артистка РСФСР Светлана Крючкова.
Человек многогранный, талантливый, Михаил Козаков, по его словам, все время придумывал себе работу – иначе, говорил, скучно жить.