Владимир Спиваков и Николай Луганский представили программу "Час Шуберта"
Владимир Спиваков и Николай Луганский. Скрипка и фортепиано. Выдающиеся музыканты представили в Концертном зале имени Чайковского программу под названием «Час Шуберта». Чайковский восторженно писал о «роскоши фантазии, резко очерченной самобытности» этого рано ушедшего из жизни композитора, первого в истории музыки романтика. Франц Шуберт умер в 1828-м, в возрасте неполных 32 лет. В расцвете сил и таланта, но в полной безвестности, не узнав, что такое успех и слава. И не услышав большей части своих сочинений, которые звучат уже много десятилетий в лучших концертных залах мира.
В том, что «звуки рождают мысли», Шуберт был убежден, и даже назвал так одну из своих песен, которые создавал на протяжении всей жизни, и ими прославился. Но ни одна из них не прозвучала на этом концерте. «Час Шуберта» посвятили его объёмным, многослойным произведениям.
«Это невероятно трудно, физически неудобно, потому что он не был таким пианистом-виртуозом как Шопен, Лист, Рахманинов, человеком, которому подвластно всё на рояле, и произведения которых, как бы сложно они не были написаны, играть невероятно удобно. Здесь этого нет. Он гений музыки, он не думает об удобстве исполнителя, не думает, насколько это нарядно, красиво одето, он думает о сути музыки – то есть, музыка гениальная, но играть невероятно сложно», – комментирует Николай Луганский.
Николай Луганский в полумраке сцены как проводник в прошлое, к тем знаменитым Шубертиадам – встречам друзей композитора. Владимир Спиваков, который чаще на сцену выходит с дирижерской палочкой, чем со смычком, для Шуберта сделал исключение.
«Это совершенно потрясающий композитор, он во всех жанрах обозначил себя как гений. Его музыка – как чистая детская слеза. Каждый раз что-то такое происходит с организмом, он входит в какую-то гармонию... всё встаёт на свои места», – замечает Владимир Спиваков.
Владимир Спиваков сыграл и продирижировал почти всеми сочинениями Шуберта – маленькими пьесами, симфониями, его духовной музыкой. В этот вечер волнение смешивается с переживаниями – как воспримут этого, камерного, не очень известного, загадочного Шуберта.