Стоян Цанев и Георги Трифонов: два взгляда на культуру Болгарии
У России и Болгарии – общие духовные корни. В Европе, да и в мире, трудно найти пример столь давнего и тесного общения. Москва, Петербург, Великий Новгород, Челябинск – таков маршрут болгарских артистов, режиссеров, художников, музыкантов, которые принимают участие в Днях духовной культуры Болгарии в России. Торжественная церемония их открытия прошла в Большом театре. Ну а продолжили программу Дней духовной культуры Болгарии две выставки: "Послание без границ" Георги Трифонова и "Реальное и абстрактное" Стояна Цанева. Оба мастера начали работать в 70-х годах прошлого века. Их картины постоянно участвовали в болгарских и международных выставках. Черты общности и различия в творчестве двух мастеров оценила съемочная группа "Новостей культуры".
Последние несколько лет Стоян Цанев живет на берегу Черного моря. Именно здесь в тишине и уединении черпает вдохновение. Его картины – это гимн параллельному миру, гимн абстракции.
"Если на полотне появляется конкретная фигура, рука сама пишет – я ее убираю. Иногда меня спрашивают, что я хочу сказать своими картинами? Это впечатления от повседневной жизни, которые выплескиваются наружу", – говорит художник.
Впечатления от жизни в живописи Цанева приобретают причудливые формы.
"Вы когда-нибудь гуляли в старинных городах, где много музеев? Я постарался запечатлеть в своем сознании первоначальный образ тех ветхих зданий, их архаичную природу и передать через краски и тона", – продолжает мастер.
Художника Георги Трифонова министр культуры Болгарии Вежди Рашидов знал лично. Они были не просто друзьями. Когда-то вместе экспонировали свои картины в Японии, в Индии. На выставке в Москве представлены работы Трифонова из личных коллекций.
"Помимо живописи, Георги Трифонов увлекался поэзией. Выпустил несколько сборников. Писал драмы и прозу. Человек с очень сложной системой мышления. Глядя на картины, понимаешь, что его мир странный, разнонаправленный", – отмечает министр культуры Болгарии Вежди Рашидов.
От классических картин до полотен, близких к западноевропейскому модернизму.
"В этой картине он как будто нарисовал себя на этом перекрестке, когда ему надо было решать, будет он заниматься живописью или пойдет в сторону религии, веры. Он так и думал, что над белым полотном все художники распяты, как Иисус", – говорит куратор выставки Павел Васев.
Чистая абстракция Стояна Цанева и уникальная повествовательная живопись Георги Трифонова. Два разных мастера, два противоположных взгляда на свое время и на свою страну.
Читайте также:
Дни духовной культуры Болгарии в России открылись в столице
Новости культуры