Реконструкция утопии в "Школе драматического искусства"

19 ноября 2012 19:40
"Реконструкция утопии. Москва, 1922-й год, предчувствие нового звука". Свой новый проект представил в Москве экспериментатор и мультиинструменталист Петр Айду.

На сцене "Школы драматического искусства" – шум листового железа, стук молотков, звон аптекарских пузырьков и звуки терменвокса. Здесь воссоздают звучание советского авангарда 1920-х. Руководит процессом мастер музыкального парадокса Петр Айду. Свой очередной перформанс он создает, исполняя редкие и даже ранее не звучавшие сочинения начала прошлого века. Программу Айду назвал "Реконструкция утопии. Москва, 1922-й год, предчувствие нового звука". Рассказывают "Новости культуры".

"Марш металлистов" Григория Лобачева следовало исполнять на наковальнях, листовом железе, кусочках чугуна, стали и меди. Любой невежественный до музыкальной грамоты рабочий мог играть его без отрыва от производства.

"Это одно из отражений философии Возрождения. Может быть, конечно, искаженное, но не важно. Важно, что подразумевалось, что единица имеет универсальные возможности, и было такое время свободы, открытия. И если человек хочет, он может", – поясняет актриса театра "Школа драматического искусства" Анна Литкенс. 

Каждая вещь во Вселенной скрывает в себе звук – это одна из главных установок программы советского авангарда. Музыку, репрессированную в сталинскую эпоху, возрождает мультиинструменталист и экспериментатор Петр Айду. Основываясь на архивах – партитурах, кинохронике, заголовках газет, он конструирует дух 1920-х. 

"Цель была именно дать в очень кратком виде разные проявления идей тех лет, которые сконцентрировались в виде одиннадцати маленьких перформансов", – поясняет руководитель музыкальной лаборатории театра "Школа драматического искусства" Петр Айду.

Свою реконструкцию Петр Айду называет продолжением "ПерСимфАнса" – первого симфонического ансамбля Моссовета 1920-х, оркестра без дирижера. Даже классика – увертюра к "Волшебной флейте" Моцарта – в исполнении современного "ПерСимфАнса" звучит революционно. 

Орган из фруктовых ящиков, винных пробок, линеек от архитектора Иосифа Файна, узкопленочный проектор "16-ЗП" от прокатной студии. Остальных "извлекателей звуков" мастерили сами. От "стулофона" до контрабаса из бычьего пузыря.

Броское футуристическое звучание авангарда сегодня воспринимается даже изысканно, в духе саунд-арта. Если бы в 1920-х его, фактически, не запретили, кто знает, возможно, в России появился бы свой Кейдж. Хотя, может, это еще одна утопия.

Новости культуры