Валерий Плотников пригласил на фотосессию Валерия Фокина

08 октября 2013 10:06
У Валерия Плотникова как минимум один кадр становился произведением искусства, тем более что и персонажи к миру искусства имеют самое прямое отношение. В этот раз мастер пригласил на фотосессию худрука Александринского театра Валерия Фокина.

Взлёт карьеры знаменитого фотографа Валерия Плотникова произошёл в Москве, но долгое время он был известен под псевдонимом Валерий Петербуржский. В Петербурге он родился, помнит времена, когда по Невскому ходили трамваи, снимки печатались в ванных комнатах, а на каждого персонажа фотограф мог позволить себе не более четырех кадров. У Плотникова как минимум один кадр становился произведением искусства, тем более что и персонажи к миру искусства имеют самое прямое отношение. В этот раз мастер пригласил на фотосессию худрука Александринского театра Валерия Фокина. Рассказывают «Новости культуры».

На новой сцене Александринки – два мастера, два Валерия. Оба шутят и разговаривают о жизни и театре. Этой встречи фотограф Плотников ждал 26 лет. Он давно знаком с режиссером Фокиным, в молодости даже снимал его, но те кадры так и остались в архиве. Четверть века человек с фотоаппаратом ждал, когда его герой станет таким как сегодня – харизматичным и опытным.

Придти в черном – мизансцену на этот раз режиссировал Плотников. И Фокин – послушно – целый час позировал в кожаном пальто. То ли Жеглов, то ли революционер. У каждого участника мастер-класса возникли свои ассоциации. Режиссер шутил, что для большей суровости не хватает только крови на одежде.

«Он помимо того что мастер большой, он еще и психолог, – говорит Валерий Фокин. – Почему у него очень хорошие фотопортреты известных людей? Потому что, с одной стороны, кажется, что они позируют, но они как-то очень ненапряженно позируют, по-человечески. Он их умеет как-то разговорить, подготовить».

Плотников всегда фотографирует только тех, кто ему интересен и близок по духу. Он умеет расположить обычно замкнутых и закрытых знаменитостей. И показать не только то, какие они на самом деле, но и какими они могут быть. Он был едва ли не единственным, кому разрешил портретную съемку Владимир Высоцкий. И именно Плотникову удалось разглядеть в молодом Олеге Янковском будущую звезду.

«Я не даю советы, это нужно прожить мою жизнь нужно быть так устроенным, – поясняет Валерий Плотников. – Я не снимаю без чувства. Я всегда находил в человеке то, что меня бы царапнуло».

Несколько десятков кадров, сразу два фотоаппарата – цифровой и пленочный. И через полчаса – как бы сам собой – рождается задуманный образ.

«Что я и хотел, чего я добивался 25-26 лет – выйти на серьезный, мудрый образ Валеры Фокина. И я рад, что это случилось», – говорит Валерий Плотников.

20 октября Валерий Плотников отметит юбилей. К 70-летию мастер подошел, как он говорит, с чувством исполненного долга: снял всех, кого хотел. По словам художника, он делал «Портреты на память» – не только своим героям, а всем нам.

Новости культуры