К 120-летию со дня рождения художника Владимира Милашевского

09 октября 2013 19:51
Разнообразие своих интересов он "проиллюстрировал" фразой: "Кто сказал, что человек во все эпохи своей жизни одинаков?". Выставка работ Владимира Милашевского открылась в столице к 120-летию со дня рождения художника. Мастер отдал дань всем жанрам – портрету, пейзажу, книжной графике.

Выставка работ Владимира Милашевского открылась в столице к 120-летию со дня рождения художника. Мастер отдал дань всем жанрам – портрету, пейзажу, книжной графике. Разнообразие своих интересов "проиллюстрировал" фразой: "Кто сказал, что человек во все эпохи своей жизни одинаков?". Среди первых зрителей выставки были "Новости культуры".

Большой художник, работавший в иллюстрации. Ученик Бенуа и Добужинского, лидер художественного объединения "13", создатель концепции "темпового письма", Владимир Милашевский считал себя живописцем, но советская действительность вынудила его реализовываться в жанре книжного рисунка. Его манифест – быстрое рисование "а ля прима", без эскизов и набросков. От художника это требует виртуозности и позволяет сохранить мгновенное переживание, непосредственность впечатления. Плюс эксперименты с техникой. К примеру, портрет Бабеля Милашевский нарисовал спичкой всего за несколько минут, свой автопортрет – углем. Но в начале 1930-х время поисков окончилось.

"В 1933 году выходит довольно суровое постановление нашего правительства о реорганизации всех этих групп и создании уже Союза художников, и группа "13" подпадает под такой пункт, как "художники-формалисты". В то время это было равно приговору. И, собственно говоря, 1930-е годы – это то время, когда все они активно начинают работать в издательстве "Академия", – поясняет куратор выставки Алла Руднева.

Владимир Милашевский оформил 100 книг. Его рисунки к русской и зарубежной классике стали классикой жанра иллюстрации. Академическая школа, широкая эрудиция, умение работать с содержательными деталями, дар почувствовать литературных героев. Ни одного повторяющегося образа.

Фигура показана со спины – так Милашевский оставляет зрителю возможность самому представить лицо Эммы Бовари в конкретный момент. Он передает динамику и напряженность сцены. Пашня поперек движению. Ни одной статичной детали. В работе над книжными иллюстрациями Милашевский реализовывал авангардные поиски 1920-х годов.

Несколько поколений читателей знают его "сказочные рисунки". Все его литературные сказки происходят на берегу Волги. Он превосходно знает быт, народный костюм, народные типы. Очень живые, колоритные фигуры с сатирическими интонациями. "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина – особые для Милашевского страницы. Он представил текст принципиально не так, как предшественники.

"Его иллюстрировали в таком карикатурном ключе, и это не вполне, по мнению Владимира Алексеевича Милашевского, отвечало образности и духу произведения Салтыкова-Щедрина. Он отказался от карикатурности и не случайно выбрал технику литографии, которая придает эти мистику, жуть, кошмар", – говорит куратор выставки Наталья Бакина (Воронеж).

Иллюстрации к "Господам Головлевым" на выставке расположены в хронологии романа – на рисунках зримо сгущаются краски, история становится все мрачнее. Отдельный сюжет – как меняются автопортреты художника. От романтичности – к резкому, даже обреченному взгляду. И без деталей эта фабула зрителю ясна.

Новости культуры