Новая жизнь дворянского гнезда
Новая жизнь дворянского гнезда. В Абрамцеве после реставрации открылся главный дом усадьбы, которая на протяжении долгих десятилетий была «обителью муз». И при Сергее Тимофеевиче Аксакове, который владел Абрамцевым полтора десятка лет в середине 19-го века, и при Савве Ивановиче Мамонтове – он был хозяином усадьбы почти полвека, вплоть до революции. Люди это были замечательные и вокруг них собирались яркие и талантливые писатели, художники, издатели. У спасенного абрамцевского дома богатая история. Рассказывают «Новости культуры».
Расцвет Абрамцево начался в середине XIX века, когда усадьбу купил Сергей Аксаков. Здесь писатель создал «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек». О том периоде он вспоминал – деревня буквально обняла меня своим пространством, спокойствием и тишиной. Позже, когда усадьбу приобрел Савва Мамонтов, Абрамцево стало настоящей Меккой для художников. Свои лучшие картины здесь писали Васнецов, Поленов, Врубель.
Теперь вместо гостей Аксакова и Мамонтова, здесь в год бывает свыше ста тысяч посетителей. Директор музея Елена Воронина, уверена, после двух лет полной реставрации главного объекта – дома-музея заповедника – эта цифра увеличится.
«Многие моменты мы восстанавливали по фотографиям, по архивным данным, вот даже та резьба, которую вы видели с обратной стороны, она воссоздана по фотографиям, – рассказывает директор музея-усадьбы «Абрамцево» Елена Воронина. – Те растения, которые вы видели в доме – это начальный этап они действительно соответствуют тем растениям, которые находились в доме у Мамонтовых».
Среди гостей и правнук Саввы Мамонтова – Сергей Чернышев. В знаменитый дом, где когда-то собирался весь цвет русской культуры и искусства, он привел уже своих внуков. Из семейных рассказов о знаменитом предке, на которого очень похож, он вспоминает – Савва Иванович был человеком активным, даже деспотичным.
«Он заставлял их работать, – говорит Сергей Чершнышев. – Он сам приезжал с работы вечером, и начиналась работа с художниками. Они ставили спектакли, делали декорации, он писал тексты этих постановок. Серов, Васнецов, Поленов писали декорации, все они превращались в актеров, им приклеивали бороды… Савва Иванович был мотор».
В этой гостиной, с нее и начинается экспозиция, когда в четыре руки Елизавета Мамонтова вместе с Ильей Остроуховым играли Шумана, Бетховена и Шопена. Здесь же ставили спектакли. К некоторым музыкальным постановкам Савва Мамонтов сам писал либретто. Но главным талантом мецената было умение создавать творческую атмосферу. Именно в этой столовой молодой Серов написал портрет Веры Мамонтовой-той самой девочки с персиками. Вдохновение в Абрамцево черпал и Васнецов. Здесь появились лучшие его работы – «Аленушка» и «Три богатыря»
«С Андрея Саввича Мамонтова Виктор Михайлович писал Алешу Поповича для картины “Три богатыря”, – рассказывает старший научный сотрудник музея-заповедника «Абрамцево» Анна Кузнецова. – Вы видите сходство, единственное, что Алеша Попович белокурый, Андрей Саввич – темненький, а так черты лица очень узнаваемы».
Знаток театра, друг Щепкина – Сергей Аксаков, обрел известность как писатель именно в Абрамцево. Очарованный здешней природой Тургенев оживил Абрамцевские пейзажи в романе «Дворянское гнездо». А в этой комнате – она отапливались даже летом – любил останавливаться Гоголь, когда гостил у Аксаковых. Такие вечера в кругу друзей и семьи проводились за чтением книг.
«В один из таких вечеров вдруг Гоголь достал из кармана тетрадку и начал читать членам семьи главы из второго тома “Мертвых душ”», – говорит Анна Кузнецова.
Эти живописные окрестности реки Вори: белоствольные березы и разлапистые ели. Сказочные пейзажи – в них и сегодня черпают свое вдохновение художники.
Новости культуры