«Цветы для Элджернона» в постановке Юрия Грымова - на сцене РАМТа

11 октября 2013 11:07
Режиссер Юрий Грымов признаётся: если бы не кино и театр – возможно, стал бы врачом. Так или иначе, медицинские темы в его творчестве появляются с завидной регулярностью: «Казус Кукоцкого», «На ощупь», и вот теперь – «Цветы для Элджернона» – по роману американского фантаста Дэниэла Киза на сцене Российского Молодежного театра. Режиссёр уверен - медицинский фон помогает через физиологию раскрыть свойства личности.

Режиссер Юрий Грымов признаётся: если бы не кино и театр – возможно, стал бы врачом. Так или иначе, медицинские темы в его творчестве появляются с завидной регулярностью: «Казус Кукоцкого», «На ощупь», и вот теперь – «Цветы для Элджернона» – по роману американского фантаста Дэниэла Киза на сцене Российского Молодежного театра. Режиссёр уверен - медицинский фон помогает через физиологию раскрыть свойства личности. О творческом взгляде на будущее нейрохирургии -  «Новости культуры». 

«Цветы для Элджернона» – классическая американская фантастика 60-х. Эксперименты над человеческим мозгом, социальная драма, лав стори. Взявшись за постановку мирового бестселлера в классическом репертуарном театре - РАМТ - сделали акцент на человеческих отношениях. Юрий Грымов рассказывает историю с библейским подтекстом.

Руководство театра предложило режиссеру поставить то, что он сам хочет. Грымов в тот момент находился под впечатлением от книги Дениэла Киза. У самого произведения – не типичная история. Сначала это был рассказ. Но сюжет о мышонке Элджерноне и умственно отсталом парне Чарли, которые перенесли экспериментальную операцию на мозге, так понравился читателям, что писатель создал на его основе полноценный роман. Он тоже стал бестселлером. Притягательность этой «мягкой» фантастики – в возможности прочесть ее под разными углами. У Грымова постановка очень кинематографична. Монтажность, ассоциативность, сложный световой рисунок, декорации – трансформеры.

Исполнитель главной роли – дебютант Максим Керин – работая над образом Чарли, посещал специальные интернаты, общался с детьми, отстающими в развитии. Но все это не для того, чтобы точнее изобразить на сцене наивного добряка с низким IQ. Актер старался понять и почувствовать, как эти люди ощущают мир.

«Вы знаете, что самое удивительное, что им прекрасно в своем мире, и он прекрасен. Просто мы сделали систему для себя, как нам удобно жить в этой системе. И есть вдруг другой человек. Правда, они счастливые, они радуются жизни, они радуются солнцу – каким-то таким априорным вещам, на которые мы, к сожалению, за суетой закрываем глаза», - считает актер театра Российского академического молодежного театра Максим Керин.

Перенеся операцию, за 9 месяцев Чарли становится другим человеком, из умственно отсталого превращается в интеллектуала За короткое время проходит путь, на который у всех остальных уходит вся жизнь. Но чем выше его IQ, тем меньше вокруг любви. Кумиры – оказываются карьеристами. Приятели – жестокими лицемерами. Вкусив плод познания, накануне 33-летия, он заново открывает мир.

«Это мы. Мы все Адамы и, как мы все наполняемся. Если тогда нас наполнил создатель, а сейчас? Чем мы наполняемся, что является нашим наполнением? И в спектакле вы увидите, во втором акте начнется совершенно другой спектакль, другой театр, в общем все другое, потому что начинается совершенно другая жизнь у героя, и закончится это вообще по-другому», - говорит режиссер Юрий Грымов.

Насколько люди могут вмешиваться в божественный замысел, исправляя «ошибки природы»? Где баланс между беспомощной сердечностью и холодной гениальностью? Когда уверенность в себе оборачивается жестокостью к миру? В этой постановке извечные вопросы все же остаются вопросами.

Новости культуры