В Малом театре - спектакль «Как обмануть государство»

16 октября 2013 11:30
Спектакль поставлен по пьесе французов, драматурга и актёра Луи Вернея и Жоржа Берра. Название пьесы - «Школа налогоплательщиков». Она была написана в 30-х годах прошлого века и стала настолько популярной у режиссёров, что ставилась даже в Советском Союзе. В 1935-м была её премьера на сцене Театра-студии Завадского.

С государством, как известно, шутки плохи. Если только это не новая комедия, которая появилась в репертуаре Малого театра. Спектакль «Как обмануть государство» поставлен по пьесе французов, драматурга и актёра Луи Вернея и Жоржа Берра. Название пьесы «Школа налогоплательщиков». Она была написана в 30-х годах прошлого века и стала настолько популярной у режиссёров, что ставилась даже в Советском Союзе. В 1935-м была её премьера на сцене Театра-студии Завадского. Несмотря на название, эта пьеса не только и не столько о меркантильных делах. На её злободневность для наших дней обращают внимание и «Новости культуры». 

Высота этой Эйфелевой башни особенно сейчас, конечно, не 300 метров. На сцене она не просто обозначает географию действия. Главный герой пьесы под конец сможет позволить себе арендовать этот главный и самый известный символ Франции.

Гастон Валтье – герой популярной некогда комедии, написанной в 1934 году на злобу дня. Франция тогда переживала экономический кризис. Финансовые аферы набирали обороты повсеместно. И вот Гастон, прекрасно понимая, как и чем живет его зять – директор департамента подоходного налога – решает подложить правительству свинью. И научить граждан законно и грамотно уклоняться от налогов.

«Это добрый малый, который имел деньги и наслаждался жизнью до 35 лет. Потом кризис ударил, и он не стал плутовать, воровать, в чиновники не пошел - зарабатывать на других людях. Он стал защищать людей и по-честному стал открывать глаза, сколько мы платим не туда, ни за что», - рассказывает заслуженный артист России Александр Вершинин.

Придуманная им «Школа налогоплательщика» становится в одночасье популярной и прибыльной. Утраивает не только доход Гастона, но и любовь его молодой жены Жюльетт. Её отец – месье Фромантель - всю жизнь посвятил пополнению казны. Лишь козни зятя остановили его спекуляции на невежестве несведущих. Борис Клюев уверен – эта история актуальная и универсальная.

«Акцент не был сделан на то, что это французская пьеса. Это общечеловеческие ценности. Они есть и были везде. Вне зависимости от национальности», - считает народный артист России Борис Клюев.

«Налоги, которые душат людей. Это кризис, который тоже душит людей. И любовь, и деньги – всё вместе. И вот как в этом положении, в этих ситуациях, предлагаемых обстоятельствах, выживает человек. Остается ли он человеком? Или он продается деньгам? Вот это меня волновало», - признался народный артист России Владимир Бейлис.

Владимир Бейлис всегда считал, и так его учили, что комедия - наиболее серьезный жанр. Нешуточные вопросы часто скрываются за смехом. Задор, легкость, подвижность этому спектаклю добавляют джаз и шансон 30-х годов.

В Малом театре теперь идут три французские пьесы. Готовят ещё и четвертую. Актеры и режиссеры шутят – такой вот получается у нас русский Comedie Francaise.

Новости культуры