Выставка «Александр Тихомиров. Не предавая забвению»
В Москве, в Еврейском музее и центре толерантности, открылась выставка «Александр Тихомиров. Не предавая забвению». Представленная здесь графика Тихомирова контрастирует с наиболее известными образцами его творчества, в котором были и лениниана, и склонность к экспрессионизму, и к фовизму. Контрастирует и с некоторыми воспоминаниями о нём его дочери, которая писала: «Живопись выплескивалась из рам, преображая дачный интерьер, вся мебель выкрашивалась в звенящие цвета, комната становилась картиной художника». Нынешняя выставка – это совсем другой ракурс личности Тихомирова, мы видим художника способного передать истинный трагизм. Рассказывают «Новости культуры».
Оформитель, в котором жил большой художник. В XX веке Александр Тихомиров был известен как автор самого большого в мире портрета Ленина. Много лет он выполнял официальные заказы, оформлял государственные праздники. Но в XXI веке выяснилось – в его творчестве несколько пластов.
«Он был прекрасным рисовальщиком, и поэтому он мог делать официальные портреты, которые всех устраивали. Это был заработок, ему надо было кормить свою семью. А то, что он делал в стол, он делал это как художник, у него была какая-то идея», - говорит куратор выставки Ирина Урицкая.
На этой выставке – графические циклы «Холокост», «Освенцим», «Бабий яр». Они создавались с середины 50-х до середины 70-х. Открытой информации об этих трагических событиях тогда было не много. Фактически, Тихомиров работал как художник и как исследователь. Но работу эту не афишировал. Папку с листами наследники обнаружили в этом году.
«Она хранилась отдельно, хранилась конфиденциально. Возможно, так же он понимал, что эти работы нельзя показывать широкой общественности в те годы. И он их спрятал среди студенческих работ своей дочери, понимая, что там точно не будет никто искать», - рассказывает внучка художника Александра Тихомирова.
Родители Александра Тихомирова – выходцы из крестьянской среды, у художника не было еврейских корней. Никто из его родственников не пострадал при расстрелах. Но при этом тему массовых насильственных смертей он переживал глубоко, лично.
Тихомиров – очень лаконичен. Отказывается от любых деталей. Чтобы все сказать, ему достаточно фигуры человека. Измученные, истерзанные. Но перенося нечеловеческие страдания, они не перестают быть личностями. Во всех этих мучениках ощущается внутренний стержень.
Все линии сломаны, люди часто походят на тени. Эмоции предельно обнажены. Кураторы предупреждают - эта экспозиция для тех, кто не боится сопереживать.
«Я смотрю через творчество Тихомирова, который делал эскизы к цирковым работам, который чаще использовал яркую тему и даже яркую палитру. И сейчас переходит к черно-белой и показывает такие драматичные работы. Это его личные переживания. Красок нет. К этому можно относиться либо по-черному, либо по-белому. Серого здесь не дано», - объясняет главный куратор Еврейского музея Мария Насимова.
Эти циклы – послание, предупреждение. Все мы ответственны за то, чтобы такого не повторилось. По Тихомирову угроза большой жестокости возникает всякий раз, когда личная позиция уступает решениям сверху.
Новости культуры