Малый театр простился с Эдуардом Марцевичем

17 октября 2013 19:32
Сегодня в Малом проводили в последний путь артиста, для которого театр был равновелик космосу. Прощание с Эдуардом Марцевичем.

Сегодня в Москве простились с народным артистом России Эдуардом Марцевичем. Известный актер скончался 12 октября на 77-м году жизни. Гражданская панихида состоялась в филиале Малого театра, на родной для Эдуарда Марцевича сцене. Всю жизнь он был фанатично предан театру. В его жизни случались и яркие взлеты, и периоды простоя. Но Марцевич был из плеяды больших артистов. Тех, что с любым жизненным испытанием становятся творчески богаче и интереснее. Рассказывают "Новости культуры".

На прощании собралась практически вся труппа Малого. Коллеги вспоминают роли Эдуарда Марцевича, которые он сыграл на этой сцене, и его блестящий дебют в Театре Маяковского. Марцевич стал самым молодым исполнителем роли Гамлета. После спектакля его встречали и провожали толпы поклонников. В свои 22 года он смог не только заменить легендарного Евгения Самойлова, но и создать собственный, неповторимый образ принца Датского. Этой ролью были покорены очень многие.

"Удивительное сочетание есть в людях: не только прекрасная внешность, не только хорошие данные артистические, но и глубина", – подчеркивает народный артист России Владимир Маторин.

После ухода из жизни своего учителя Николая Охлопкова работать с другими режиссерами в Театре Маяковского Марцевич не смог. Перешел в Малый. Правда, больших ролей пришлось ждать несколько лет. В начале 1980-х фортуна повернулась к нему лицом, главные роли в спектаклях "Заговор Фиеско в Генуе" и "Царь Федор Иоаннович" стали открытием. Он уже не представлял жизни без Малого театра, там и проработал более сорока лет.

"Для Марцевича понятие театра – это понятие жизни, разделения у него не было. Он очень часто говорил: "Я, наверное, ограниченный человек, потому что я не собираю марки, я не охочусь, я не рыбак. Я живу только театром", – вспоминает народный артист России Василий Бочкарев.

Но и в кино у Марцевича все складывалось удачно. Камера любила его, органичного, обаятельного, красивого. Он появился на экране еще будучи студентом, в 1958. Через десять лет сыграл в советско-итальянской картине "Красная палатка" с Клаудией Кардинале, Шоном Коннери.

Марцевичу хотелось подражать, признаются коллеги по кино.

"Очень хотелось в некоторых ролях быть на него похожим, он поднял планку актерской профессии. Он был моим партнером в кино и близким человеком по жизни, удивительно тонкий, чуткий", – рассказывает народный артист России Евгений Герасимов.

Одной профессии – артиста – Эдуарду Марцевичу явно было мало. Получив режиссерское образование, он поставил в Малом театре несколько спектаклей. В пьесе Стриндберга "Отец" выступил как режиссер и актер, исполнил роль Ротмистра. 

В последнее время Эдуард Марцевич был занят в "Трех сестрах", "Ревизоре", "Наследниках Рабурдена" и собирался на гастроли в Белгород с труппой Малого театра. При этом лицедейство было для него вторично. Артист считал, что главное в его профессии  это исповедь души. 

Читайте также:
В Малом театре прошла гражданская панихида по Эдуарду Марцевичу