Яркие краски Индии и танцы дивной красоты на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко
В афише Театра Станиславского и Немировича-Данченко появилась «Баядерка». Балет на музыку Людвига Минкуса был впервые поставлен Мариусом Петипа в Петербурге в 1877 году. Роскошную постановку – и два века назад и сегодня могут позволить себе только первые балетные труппы мира. В 1980-м прима Кировского театра Наталья Макарова, уехавшая на Запад, создала свою версию для Американского театра балета. Её «Баядерка» стала невероятно популярной. И вот теперь балетмейстер перенесла постановку в Москву. Премьера – сегодня. Рассказывают «Новости культуры».
На генеральной репетиции Наталья Макарова в зале. Самый строгий и взыскательный зритель. Ни одна деталь не ускользает от ее внимания.
«Всегда любила “Баядерку”, с галерки смотрела балет во времена учебы в Вагановке», – говорит Наталья Макарова.
Макарова была самой яркой и свободолюбивой Никией. И когда танцевала в Ленинграде и когда эмигрировала на запад. Не побоялась сделать собственную версию – кроила «Баядерку» по западным лекалам, безжалостно сократила помпезные сцены. Добавила мужские танцы. Сцену «Тени» сделала более одухотворенной. Ее танцуют 32 балерины. В Станиславского и Немировича-Данченко даже позвали учениц Московской академии хореографии. Простые на первый взгляд движения на самом деле испытание для кордебалета.
«Серия движений почти что примитивная, почти как класс, – отмечает ассистент хореографа Ольга Евреинова. – Но это сложно танцевать, все дышим, как одна, и это трудно».
Ольга Евреинова ассистирует Макаровой с восьмидесятых. Вместе ставили первую «Баядерку» в театре Метрополитен-опера, тогда Макарова в последний раз сама танцевала Никию.
«Даже повредила ногу, трудно контролировать и самой выходить», – говорит Наталия Макарова.
Сергей Полунин «Баядерку» знает «от и до». Это был его первый балет в Ковент-Гарден, который ставила тоже Макарова.
«Это моя первая роль в кордебалете, – вспоминает Сергей Полунин. – Сольно танцевал божка золотого и премьерское выступление – это все “Баядерка”».
Макарова дала полную свободу Полунину. Зная его артистические и танцевальные возможности. Своего Солора танцовщик искал в фильмах о гладиаторах. Теперь образ героя и воина чувствует каждой мышцей.
Проявить героический дух танцовщику придется и на сцене и в жизни. Он заменит получившего травму Дмитрия Соболевского.
«Это добавляет нервозности», – признается Сергей Полунин.
Лояльная к мужскому кордебалету, балеринам Наталия Макарова не делала никаких скидок. Наталья Сомова получив партию Никии знала: пощады не будет. Макарова придирчива и щепетильна, когда речь идет о роли, где есть шанс блеснуть не только техникой, но и драматическим даром.
«Она многое показывала, но при этом говорила: “Вы не должны делать как я..Сами прочувствоать чтобы все исходило изнутри”», – рассказывает Наталья Сомова.
Макарова сделала заключительный акт, задуманный еще Петипа – месть и разрушение храма. В Мариинском он появился намного позже. Балерина подняла гарвардские архивы. Танцы ставила, руководствуясь собственным вкусом и воображением. Теперь версия Макаровой – уже классика и многие верят: так бы поставил и сам Мариус Петипа.
Новости культуры