В Третьяковской галерее открылась выставка Георгия Верейского
«Ленинградская симфония Георгия Верейского» – под таким названием в Третьяковской галерее открылась камерная выставка художника. Более пятидесяти оригинальных рисунков, офортов и литографий – это, скорее, недостающий штрих к полному пониманию творчества мастера. Портреты, интерьеры, пейзажи … Экспозиция демонстрируют всё многообразие графического искусства Георгия Верейского. Рассказывают «Новости культуры».
Художник Георгий Верейский сколь знаменит, столь и неизвестен. В свое время он считался едва ли не графиком номер один в Советском Союзе. Ему заказывали портреты выдающихся писателей, музыкантов. Репродукции потом продавались во всех книжных магазинах страны. Но именно этот факт сыграл с художником злую шутку. В Третьяковской галерее, обладающей изрядным количеством работ Верейского, не было ни одной персональной выставки художника. Возможно, не было бы и этой камерной экспозиции, если бы не многочисленные настойчивые просьбы реставраторов, которые спасали эти рисунки и которые убедили начальство показать их зрителям.
«Наша тогдашняя критика советская более всего ценила большие серийные заказные работы героев-полярников, выдающихся деятелей советской культуры или крупнейших советских писателей, – рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской Галереи на Крымском валу Наталья Соколова. – Поэтому, когда мы начали разворачивать свою деятельность по организации этой выставки, даже мои коллеги удивились: вы делаете Верейского? Зачем, мол, теперь?».
Эту выставку назвали «Ленинградская симфония» не случайно. Верейский городскими пейзажами, интерьерами ленинградских квартир и портретами самих ленинградцев, с которыми сводила его судьба, создал, как и Шостакович, свою ленинградскую симфонию. Рисунки художника глубоко созерцательны. К этой тихой гавани Верейский пришел не сразу. Во время революции 1905 года его арестовали в Харькове как участника революционных волнений. Но вскоре отпустили, и почти сразу он уехал за границу. После возвращения из Европы, где изучал искусство Австрии, Германии, Италии, Верейский поселяется в Ленинграде и это уже навсегда.
«Он так привлекателен, он завораживает, – говорит Наталья Соколова. – Вот этого никогда о нем не говорили и не писали в прежние времена. Почему? Не знаю. Но ценили его такие люди, как Бенуа, например».
Именно Бенуа помог Георгию Верейскому устроиться работать в Эрмитаж, где он долгие годы служил в отделе гравюр. Преподаватель ВХУТЕИНа, автор уже ставших хрестоматийными иллюстраций к «Василию Теркину» Твардовского и «Тихому дону» Шолохова, на этой выставке классик советской графики Георгий Верейский открывается сокровенной стороной своего творчества.
Новости культуры