"Урок в музее" для школьников начинается в Москве
В столице начинает работу новый образовательный проект "Урок в музее". Он должен дополнить и разнообразить учебную программу, помочь музеям привлечь и вырастить подготовленную аудиторию нового поколения. Идею поддержали 25 музеев, разработав совместно с педагогами более сотни нестандартных занятий. Лучшими были признаны 16 уроков, предложенных 12 музеями. Ребята будут получать дополнительные знания по геометрии, физике, биологии, окружающему миру, истории и мировой художественной культуре. Проект в доме-музее Гоголя по литературе - один из самых интересных.
Этот легендарный дом всегда был окутан тайной. В нём Гоголь сжег продолжение "Мертвых душ". Разговор по душам теперь в нём ведут с девяти- и десятиклассниками. Научный сотрудник Московского дома Гоголя Олег Робинов не столько рассказывает им об истории создания поэмы, сколько вводит в ту эпоху.
"Мы пытаемся погрузить детей во всю эту историю, - говорит Робинов. - В тот период, когда это было. Вот как раз на мне костюм XIX века. И в общественную мысль того времени - западники, славянофилы. Как шел Гоголь к этому замыслу, что ему помогало. В общем, полную историю 17-летней работы Гоголя над этим произведением".
Подлинники – их называют мемории – помогают понять "из какого сора" Гоголь выращивал свою поэму. Представлены ревизская сказка, сейчас бы сказали "реестр налогоплательщиков", черновики. Цензоры исправили авторское название - опасное "Мертвые души" на нейтральное "Похождения Чичикова". Успех урока состоит в том, чтобы подобрать занимательные факты, и в интерактивности. Вместе размышляют о том, почему Гоголь нарисовал на обложке черепа, или зачем изучал чертежи Сибири.
"Урок в музее отличается от экскурсии тем, что здесь объектом изучения становится сам музейный предмет, - считает Вера Викулова, директор Московского дома Гоголя. - Хороший образовательный продукт достигается и создается на стыке различных отраслей - школьного образования и музейного образования, они дополняют друг друга".
О таких уроках музейные педагоги и учителя мечтали еще с 20-х годов прошлого века. Получалось только у единиц. Мешали идеология и обязаловка. Проект в конце 1930-х сошел на нет. Вторая волна началась в 70-е, когда музейные педагоги работали со школами упорно, но бессистемно. Занятия, которые сегодня называют уроками в музее, опираются на федеральные государственные образовательные стандарты.
"Уроки в музее могут проводить как учителя, так и музейные педагоги, - говорит старший научный сотрудник Московского центра музейного развития при департаменте культуры Москвы, куратор проекта "Урок в музее" Марина Мацкевич. - Но они ориентированы, чтобы ребенок в каком-то блоке работал самостоятельно. В этом пространстве музейных подлинников, исторических раритетов чтобы он получил не просто уроки по физике, литературе, истории, а своеобразные уроки жизни".
Ликбез для второклассников о космосе проходит в рамках предмета "Окружающий мир", для старших школьников – геометрия и физика неба. Уроки ведут и музейные преподаватели, и школьные учителя, и даже студенты. В музее космонавтики на практике объяснят, почему и как ракеты летают, и как в жизни могут пригодиться синусы и косинусы.
"Буквально на уроке они приходят и считают эти косинусы. Мы моделируем ситуацию, когда они приземлились, - рассказывает студент МГТУ им. Баумана Александр Савельев. - Из космоса произошла посадка, возможно, внештатная. И им нужно определить свое местоположение. В этой задаче они составляют прямоугольный треугольник, используют знания тригонометрии для ориентации в пространстве, чтобы помочь спасателям найти их".
Такие занятия еще не стали системными. Непонятно, кто должен заказывать урок в музее? Пока этим занимаются родители или учителя-энтузиасты. Как решить проблему с бесплатным музейным образованием в рамках школьной программы? Пока обсуждаются эти вопросы, музейные уроки появляются не только в Москве, но и в Ульяновске, Хабаровске и других городах России. Удовольствие от них получают обе стороны: и те, кто их придумывает, и те, для кого их придумывают.