Дворец в Ропше находится в руинах
Восстановление Ропшинского дворца под Петербургом могло бы стать отличной площадкой для петербургской школы реставраторов, считают в Петергофе. Памятник федерального значения, бывший дворец Романовых, находится под эгидой ЮНЕСКО и охраняется государством. Но после серии пожаров пребывает в руинах. В самый разгар новогодних праздников портик с пятью колоннами упал на каменную лестницу. Это была единственная аутентичная часть ансамбля, сохранившаяся в хорошем состоянии. Обрушение произошло вскоре после начала работ по консервации.
Пышные балы и тихий отдых, любовная идиллия и убийство императора, военный госпиталь и научный институт – эти стены помнят очень многое. А вот о них самих, кажется, забыли. Старинный дворец в Ропше открыт всем ветрам уже без малого двадцать лет и разрушается – чем дальше, тем быстрее.
"Процесс идет уже с 90-х годов, кирпич весь просто раскрошился, тут совершенно очевидно любому человеку, даже не профессионалу, что от дворца осталась буквально одна крошка кирпича", – комментирует краевед Денис Алексеев.
Опасения за судьбу дворцовой колоннады пользователи интернет-форумов высказывали еще четыре года назад. Но, вопреки всему, конструкция стояла. А шестого января пришла печальная новость: колоннады больше нет.
"Здание стоит без крыши 25 лет. Вот как оно выглядело, вот летние снимки, – показывает фотографии директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая, – Все это за осень пропиталось водой, был сильный перепад температур, вода замерзла, нагрузка увеличилась, поэтому колонны не выдержали. Они были кирпичные, уже достаточно ветхие и сырые".
Сейчас вокруг руин дворца – новый забор. Идет какая-то работа: строители суетятся возле развалин флигелей. Один из них хотят превратить в офисное здание – для штаба предстоящей реконструкции.
Впрочем, особого повода для энтузиазма еще нет, признают в дирекции музея-заповдника "Петергоф". Работы вокруг ропшинского дворца здесь называют "консервацией" – о восстановлении ансамбля речи пока не идет. Нужен проект и солидное финансирование – около пяти миллиардов рублей. Ни того, ни другого пока не предвидится.
Памятники истории не щадит не только время, но и люди. Еще несколько лет назад вот на этом старинном мостике были кованые чугунные перила, но их срезали и увезли на металлолом. Местные жители опасаются – если протянуть еще немного, весь ропшинский ансамбль нужно будет строить с нуля.
Уже сейчас понятно: даже при нынешнем положении дел сохранить удастся от силы десять процентов исторической архитектуры.
"Так не положено делать в реставрационном процессе, – говорит Елена Кальницкая, – разрушать до основания, а затем создавать заново – это не реставрационный принцип. Нам надо сохранить все, что подлинное. Между прочим, это серьёзно усложняет процесс, потому что построить заново дешевле, чем спасать историческое".
Реконструкция, если и будет, то только на условиях государственно-частного партнерства. А пока дирекция музея-заповедника уже запросила у Москвы дополнительное – аварийное – финансирование. Ответ столичных чиновников должен придти весной – в феврале-марте в Минкульте обещают рассмотреть вопрос ближайшего будущего легендарного ропшинского ансамбля.