"Васса" открывает сезон Театра на Малой Бронной
После традиционного летнего затишья столичная театральная жизнь вновь начинает разгораться. Одним из первых новый сезон открыл Театр на Малой Бронной – и сразу премьера. За пьесу Горького «Васса Железнова» взялся Вячеслав Тыщук. Ученик Марка Захарова, номинант на премию «Золотая маска», Тыщук успел поработать во многих российских театрах – в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владимире. «Васса» – первая масштабная работа молодого режиссёра в Москве. В основе спектакля – первая редакция пьесы, в которой, по словам постановщика, «больше поэзии и пространства для интерпретаций».
Молодой режиссер Вячеслав Тыщук сам предложил театру поставить именно «Вассу Железнову». Потом резко отказался, потому что не знал, как к ней подступиться.
«Согласился, когда возникло решение, чтобы эта пьеса стала современной и заиграла по смыслу, чтобы мы могли лично к ней отнестись», – рассказывает он.
В итоге Васса – не совсем купчиха. Что у неё за бизнес – зритель будет гадать весь спектакль. Крах своего дела и семьи Железнова переживает в пространстве кроваво- красного цвета. На сцене – люди в черном и рыжем. Кругом гробы, черепа.
«Мы пытались работать с той фактурой, к которой у нас есть личное отношение – это фактура мраморной лестницы, которую мы наблюдаем и в метро, и на зданиях, и в том же мавзолее», – комментирует Вячеслав Тыщук.
Насколько мучительно получалась у Горького пьеса «Васса», которую пришлось переписывать, настолько непросто рождался этот спектакль. Жесткий, дерзкий, горький. В театре долго ловили фокус молодого режиссера и подстраивались под его фокусы.
«Он очень старается не повторять привычных нам интонаций в театре и на сцене», – отмечает актриса Мариэтта Цигаль-Полищук.
Сделать Вассу героиней нашего времени помогала режиссеру Екатерина Дурова. Она играет эту властную хозяйку дома. Процесс работы, говорит, всех увлекал, и единственное, что лично её коробит: некоторые вольности на религиозные темы.
«Та "Васса", общепринятая, что называется, со всякими революционными мотивами – тут этого нет. Это нормальная, угрюмая, мрачная семейная история», – считает актриса.
«У нас Васса – мать. Она совершает кошмарные поступки, идет на всё – но она мать», – поясняет Мариэтта Цигаль-Полищук.
На афише спектакля под названием «Васса» уточнение: сцены. Какие-то сцены у режиссера получились страшными, какие-то – смешными. Зрителя они могут возмущать, а могут восхищать. Но равнодушным после этого спектакля он не выйдет.
Читайте также:
Театр на Малой Бронной открывает сезон премьерой