В Северной столице открылась выставка "Женщины в стране Советов"
В Петербурге, в Музее городской скульптуры открылась выставка "Женщины в стране Советов", посвященная образу женщины в монументах Ленинграда. Всего около 50 экспонатов – фотографии, макеты и даже сами скульптуры, которые украшали город. Как, например, знаковая для страны Советов "Метательница диска" из Парка культуры и отдыха имени Кирова. Памятников же реальным женщинам, оказалось, не так много. Их почему-то редко возводят на пьедестал.
Коня на ходу остановит, в горящую избу войдет. К сожалению, этим некрасовским героиням не ставили памятники - ни в русских селениях, ни в больших городах. Даже в советское время государство рабочих и крестьян редко хотело видеть этих отважных женщин на постаментах.
"Первый памятник Софьи Перовской был установлен в 1918 году, а следующий памятник женщине был установлен только в 1951 году, то есть три десятилетия советская власть определялась, какие достойны быть увековечены, а какие нет", - рассказывает начальник экскурсионно-массового отдела Музея городской скульптуры Анна Иощенко.
Чтобы заслужить право на пьедестал, женщине - в отличие от мужчины - нужно совершить не просто подвиг, а пожертвовать жизнью. Московский парк Победы. Зоя Космодемьянская в отлитой из металла телогрейке бесстрашно смотрит в лицо смерти.
"Наверное, одинаковый вклад что женщин, что мужчин, если учесть, что во время войны много было женщин-героев и на производстве, и прочее. Недостаточно внимания оказано. В принципе, можно было бы более помпезно и уважительно это представить. Я за открытие памятников женщинам, только за!" - говорит посетительница Московского парка Победы Ульяна Громова.
Все же большая часть монументов - это не памятники конкретным герояиням, а художественные символы. Самый пронзительный из них - "Мать-Родина" на Пискаревском мемориале. Образ скорбящей женщины используется многими скульпторами на протяжении столетий. В свое время Михаил Аникушин признавался, что создавал композицию на площади Победы, оглядываясь на Микеланджело.
"Обращаясь к наследию прошлого - "Пьета" в соборе Святого Петра в Ватикане, соответственно он меняет пол: женщина держит тело не Христа, а умершего ребенка. Но нельзя ни в коем случае сказать, что он взял и скопировал, нет. Он это переработал, прочувствовал, потому что он был участником Великой Отечественной войны, и он пишет, что эти фигуры он видел в жизни", - комментирует Анна Иощенко.
После того, как на протяжении долгого времени в Петербурге ставили памятники кошкам, собакам и даже птицам, тенденция изменилась, утверждают специалисты. Мелкая пластика постепенно выходит из моды.
"Мне кажется, что не надо забывать, что мы - город не купеческий, все-таки европейского масштаба, и монументальная скульптура - это хороший стиль", - рассказывает заместитель директора ЦПКиО имени Кирова Юлия Дементьева.
Изображения женских скульптур во дворе музея возвращают нас в недавнее прошлое. Когда-то они стояли на главной аллее в Центральном парке культуры и отдыха. В планах дирекции снова вписать их в парковый ансамбль. Это не возврат к советскому прошлому, а его творческое переосмысление. "Девушка с веслом" и гипсовые пионеры в наших парках уже не появятся.