Фонд редких книг Пензенской библиотеки поразил сенсационной находкой
Фонд редких книг Пензенской областной библиотеки имени Лермонтова поразил сенсационной находкой. Обнаружен автограф американского переводчика произведений Данте - Чарльза Нортона. Как книга американца попала из штата Массачусетс в Мокшанский уезд, и что связывало её хозяина с пензенской княгиней Шаховской - у специалистов теперь есть новый материал для научных изысканий.
История о том, как книга попала в Пензу, настоящий детектив. Начинается он с того, что помещица из села Вазерки, княгиня Мария Шаховская занялась плетением кружев. И решила выйти сразу на мировой уровень - поехала в Чикаго, на всемирную промышленно-художественную выставку.
«Во время этой поездки она, несомненно, общалась с разными интересными людьми и встретилась с Чарльзом Элиотом Нортоном - американским профессором Гарвардского университета, который как раз в это время закончил перевод «Божественной комедии» Данте», - рассказывает кандидат исторических наук, ученый секретарь Пензенской области Библиотеки имени Лермонтова Дмитрий Мурашов.
Чарльз Нортон перевел величайшее произведение мировой литературы в прозе, как в то время было принято - первые русские переводы также были прозаическими.
Дарственную надпись переводчик оставил не на первом томе, который содержит описание ада, а на последнем, третьем, посвященном раю.
«Княгине Марии Шаховской с признательностью и добрыми пожеланиями. Для меня, добрый друг, ты не можешь состариться» - что скрывается за этими строчками и как познакомились Нортон и пензенская помещица, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Трехтомник «Божественной комедии» - не единственное издание из вазерского собрания Шаховских, которое после революции оказалось в областной библиотеке.
«Шаховские были очень образованными людьми. Они читали не только по-русски. И в фонде Лермонтовской библиотеки сохранилось 12 книг, это книги на английском и французском», - отмечает Дмитрий Мурашов.
Автограф Чарльза Нортона продолжил блестящий список находок в Лермонтовской библиотеке, ему предшествуют автографы Карамзина, декабриста Алексея Тучкова, секретаря Екатерины Великой - Ивана Бецкого.