В Москве представили фотопроект Юрия Холдина

25 февраля 2016 12:01
В монастырь в Вологодской области, где размещены фрески Дионисия, добраться нелегко. А снимки фотохудожника Юрия Холдина, умершего в 2007 году, подарили новую жизнь ферапонтовскому шедевру.

«Свет фресок Дионисия – миру». Этот фотопроект Юрия Холдина в Москве демонстрируют не впервые. Но каждый такой показ не остается незамеченным. Ведь это возможность увидеть уникальные росписи, не выезжая из столицы. В монастырь в Вологодской области, где размещены фрески Дионисия, добраться нелегко. А снимки фотохудожника Юрия Холдина, умершего в 2007 году, подарили новую жизнь ферапонтовскому шедевру. 

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь расположен в Вологодской области, на холме меж двух озёр. Ансамбль монастыря исследователи называют уникальным, особенно выделяя собор Рождества Богородицы. Это единственный сохранившийся до наших дней храм с фресками Дионисия – выдающегося московского иконописца XV века.

«После Рублёва идёт Дионисий. Но я даже не знаю, кто выше. Эти все сокровища сокрыты в Ферапонтовом монастыре, где я был, и где мне трудно было в потёмках всё это разглядеть. И вдруг здесь я вижу собранными все эти шедевры», - говорит народный артист России Николай Бурляев.

«Потёмки» необходимы, чтобы сохранить роспись, собственно, поэтому в соборе разрешают находиться не более 15 минут, рассказывают на выставке. Снимки фресок Дионисия были созданы фотохудожником Юрием Холдиным уже почти 20 лет назад. Он оказался первым, кто сфотографировал фрески при дневном освещении.

«Был найден камертон освещённости – полдень солнечного дня, при котором раскрывается колористическая полнота у Дионисия, то есть тёплые и холодные тона не спорят, они гармонируют. Раскрываются в полноте», - рассказала вдова фотохудожника, искусствовед, соавтор проекта, руководитель фонда «Фрески Руси» Екатерина Данилова.

Юрий Холдин снимал в монастыре в разное время года и дня. Как сам говорил, «заставлял плёнку увидеть так, как человек видит это во время литургии».

«Нужно ловить этот свет, что добиться того, истинного изображения. Это очень сложно. И настрой какой-то специальный нужен», - говорит председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева.

Впервые проект был представлен 10 лет назад в Третьяковской галерее, патронировал выставку известный реставратор, историк искусства Савва Ямщиков.

Через год фотохудожник показал эти работы в Музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Выставка в Доме Нащокина – фрагмент экспозиции, большая часть которой развернута сейчас в Новосибирске. В Москве представлено 50 работ.

Организаторы выставки хотят, чтобы снимки фресок Дионисия были доступны максимальному числу зрителей. И даже согласны подарить фотографии одному из отечественных музеев. Правда, с двумя условиями. Они останутся кураторами, а работы будут постоянно экспонироваться.


Новости культуры