26 февраля 1919 года родилась советская балерина Алла Шелест

26 февраля 2016 15:25
Её называли самой романтичной танцовщицей русского балета середины прошлого века. "Шелест была великолепной актрисой, на таком уровне этого в балете практически не бывает", – вспоминала Майя Плисецкая.

26 февраля 1919 года родилась знаменитая советская балерина Алла Шелест, которую называли самой романтичной танцовщицей русского балета середины прошлого века. Из статьи «Явление Шелест» театрального критика и балетоведа Вадима Гаевского: «В недрах движения – не витальная сила, но священный огонь, в текстах танца – невероятная интенсивность. Современный, весьма изощренный пластический слог, современная – одинокая – фея. Совсем не сильфида, центральный персонаж поэтического балета прошлых эпох, скорее избранница, с одной, но пламенной страстью в душе, до конца преданная своему выбору, своему божеству, своему искусству».

Алла Шелест училась в Ленинградском художественном училище у двух великих педагогов – Елизаветы Гердт и Агриппины Вагановой. Шелест показала себя не только прекрасной танцовщицей, но и актрисой, когда исполнила на школьном концерте танец Никии со змеей из балета «Баядерка». «Шелест была великолепной актрисой, на таком уровне этого в балете практически не бывает», – вспоминала Майя Плисецкая. Балерина так поразила молодого хореографа Леонида Лавровского, что тот сразу поручил выпускнице партию в своей постановке. Хореографическое училище Алла Шелест окончила в драматическом 1937 году, а в Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр) попала в сезон, когда публично снимали с должности художественного руководителя и «врага народа», ее педагога Ваганову. Шелест одной из немногих отказалась от массовой травли, и, несмотря на многочисленные разногласия с Вагановой, не предала своего учителя.

По словам очевидцев, неприметная в жизни, на сцене балерина заметно преображалась. Легендарной в исполнении Аллы Шелест стала партия Лауренсии из одноименного балета. Этот балет она танцевала с постановщиком спектакля Вахтангом Чабукиани, а позже с молодым Рудольфом Нуреевым. Талант Шелест оценила власть. Сам Сталин, увидев балерину на одном из Кремлевских концертов, признал: «Шелест – хорошо! Но мало!». Столь лестный отзыв Вождя мало что изменил в карьере Шелест, ведущих партий было мало, зависть прим не знала границ. Даже Жизель она станцевала через 20 лет работы в театре.

Ей восхищались многие, но мало кто по-настоящему понимал. Одним из них был хореограф Леонид Якобсон. Специально для Аллы Шелест он сочинил партию Эгины в балете «Спартак». Выдающаяся балерина драматического и трагедийного дарования Алла Шелест создала образ сильной, властной, коварной и обольстительной куртизанки. Ей же Якобсон посвятил другой шедевр – миниатюру «Вечный идол». О своем увольнении на пенсию Алла Шелест узнала, прочитав приказ на доске объявлений. Она перестала танцевать, но стала блестящим педагогом, работала в театрах России и за рубежом. Была педагогом в Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой, балетмейстером-репетитором Мариинского театра и главным балетмейстером Куйбышевского театра, на сцене которого поставила балеты «Лебединое озеро», «Жизель». Она имела статус «приглашенного педагога», работала в Будапештском театре оперы и балета и в Италии.

В проекте «Большой балет» солисты Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев танцевали сцену Никии и Солора из балета «Баядерка», а Надежда Батоева из Мариинского театра – фрагмент из балета «Спартак» в хореографии Леонида Якобсона. 27 февраля в 20:30 состоится финал проекта «Большой балет», где будет названа пара-победитель.  

INSTAGRAM (запрещена в РФ) ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Все материалы о проекте "Большой балет"

Видео проекта "Большой балет"