Театр-фестиваль "Балтийский дом" покажет премьеру постановки "Как закалялась сталь"
«Как закалялась сталь» - этот роман Николая Островского в советское время был в списке самых издаваемых. С 1934-го по 1986 год напечатано более 36 миллионов экземпляров. Но с конца 1980-х книга оказалась в числе подзабытых и невостребованных. В Год 100-летия Революции Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» вспомнил об автобиографическом романе Островского и вывел его главного героя, Павку Корчагина, на сцену. Премьера завтра.
Спектакль-агитка, спектакль-провокация. Именно так сам Анатолий Праудин определил жанр новой постановки. И хотя столько уже сказано о феномене советской власти, на сцене «Балтдома» снова задаются вопросом: «Чем она стала для людей, не жалевших ради нее жизни?». И отвечают на него.
На репетициях Анастасия Букреева, автор пьесы, почти все время сидела в зале. Она записывала комментарии и реплики, которые произносили актеры, и вставляла в текст. Поэтому спектакль получился еще и документальный, отражающий взгляд современника на советскую власть. Спектакль - размышление: об идее, которую потеряли, об идеале, к которому так и не пришли.
«Потому что к борщу хочется, к пампушкам, где нас ждет еще нестарая жена и так далее», − считает режиссер-постановщик Анатолий Праудин.
Главный герой, Павка Корчагин, произносит всего одну фразу за весь спектакль. Но и это, оказывается, немало. «У вас бывает так, когда вы чувствуете, что это правильно, независимо от того, что кто-то что-то сказал? И это настолько пронзительно, что смотрите: это где-то здесь, где-то рядом. И Павка Корчагин по-своему прав. Отдавать и собой жертвовать - это дорогого стоит», − поделился актер, исполнитель роли Павки Корчагина Арсений Воробьев.
А поступки: от прозаических - насыпать в тесто махорку, до героических - спасти матроса Жухрая, построить узкоколейку или отречься от любви. Впрочем, романтическая линия, описанная в романе, в спектакле сохранена.
«Но она тоже пролетарско-революционная. Когда человек жертвует и этим, прежде всего. Потому что надо много еще успеть, что сделать, а это мешает», − Анатолий Праудин.
Такой герой может и должен прийтись по душе современному зрителю, считают авторы новой постановки. «Он как раз и должен разочаровывать своей жаждой жить не так, как мы живем. А наоборот, все наоборот. Поэтому я рассчитываю, что к нему могут прийти через отрицание», − добавил Анатолий Праудин. И в этом, пожалуй, самая главная провокация спектакля, призванного не развенчивать мифы, а создавать.