Министерство культуры восстановит особняк купцов Брусницыных
Министерство культуры восстановит особняк Брусницыных. Небольшое двухэтажное здание на Кожевенной линии Васильевского острова хранит внутри блестящее убранство, выполненное в духе русской эклектики конца XIX века.
Четыре года назад «Вести» рассказывали о состоянии особняка Брусницыных. Уже тогда он требовал реставрации. Но только в декабре прошлого года Министерство культуры получило объект в оперативное управление и сейчас ищет инвестора. Больше 10 лет здание практически не использовалось.
«Оно охранялось, обеспечивалась его основная жизнедеятельность: отопление, освещение и т. д., но пользователя, к сожалению, который вдохнул бы новую жизнь в это здание и провел бы полноценную научную реставрацию его конструкции и интерьеров, к сожалению, до сих пор пока не нашлось», − сообщил начальник Отдела государственного учета объектов Виктор Воронин.
История здания началась в середине XIX века. Из Тверской губернии в Петербург приехал крестьянин Николай Брусницын и купил кожевенную мастерскую на Васильевском острове. А всего через 50 лет трое его сыновей стали одними из богатейших купцов в столице. Перестройку родового гнезда братья заказали модному в те времена архитектору - Анатолию Ковшарову. Он предпочитал эклектику. Все сохранившиеся интерьеры сделаны по его проекту.
«Они выполнены с большим вкусом. Ничего, чтобы говорило бы о пресловутом купеческом стиле, о тяге к роскоши, не обремененной знаниями или вкусом, ничего подобного здесь нет. Такие интерьеры вполне могли бы появиться в каком-нибудь княжеском особняке», − рассказал Виктор Воронин.
Столовая особняка Брусницыных оформлена в лучших традициях Ренессанса, а белый танцевальный зал напоминает об эпохе рококо Людовика XVI века. Лучше всего интерьер сохранился там, где была курительная комната. По моде того времени она оформлена в восточном, мавританском стиле. Уникальная люстра, сделанная явно в единственном экземпляре, по форме напоминает кальян. Стены и купол украшены яркой гипсовой лепкой с позолотой. Один из элементов декора - повторяющаяся арабская вязь.
После революции Николай и Георгий Брусницыны эмигрировали, Александр остался в Петрограде и продолжил работать на национализированном кожевенном заводе в должности главного инженера. Интересный факт: в 1919 году его арестовали, но за бывшего хозяина вступились рабочие. Благодаря их ходатайству Брусницына освободили. В бывшем особняке на протяжении всего XX века располагалась дирекция кожевенного завода имени Радищева.
«Здесь расположилась дирекция завода Радищева, партийные профсоюзные комитеты, которые относились к доставшемуся им имуществу очень рачительно. Может быть, и не в последнюю очередь в силу того, что они чувствовали себя наследниками того дела, которое они действительно продолжали как производственники», − пояснил Виктор Воронин.
После того, как завод в начале двухтысячных обанкротился, здание облюбовали съемочные группы. В прекрасно сохранившихся интерьерах снимали видеоклипы и сцены из жизни императорской России. Сюда водили экскурсии. И, видимо, именно тогда возникла легенда о зеркале Дракулы, которое, якобы, замуровано в одной из стен особняка. Говорят, тот, кто в него посмотрит, таинственным образом исчезнет.
«Наличие этого зеркала, возможно, каким-то образом сохраняет памятник, несмотря на то, что уже продолжительное время оно не имеет владельца. Будем в это верить, и если в процессе мы двигаемся по правильному пути реставрации этого здания, то зеркало нам только поможет», - считает Виктор Воронин.
До конца года Министерство культуры предполагает остановить разрушение исторического памятника. На консервацию требуется около 20 миллионов рублей. На полноценную реставрацию - на порядок больше, около полумиллиарда. Сегодня Министерство культуры ищет инвестора. Пока один из предполагаемых вариантов использования - выставочное пространство для частных коллекций.