Третьяковская галерея впервые представляет персональную выставку Николая Никогосяна
Третьяковская галерея впервые представляет персональную выставку народного художника СССР, действительного члена Академии художеств Николая Никогосяна. В экспозиции ‒ 137 произведений, среди которых ‒ двенадцать скульптурных работ из собрания Третьяковки и малоизвестная в России живопись мастера. Выставка приурочена к 100-летнему юбилею Николая Никогосяна. Мария Трофимова ‒ из Третьяковки.
Экскурсию по выставке Николая Никогосяна проводят его дочери Гаянэ и Мариам. Сам художник не смог прийти на открытие. Армения и Россия ‒ две родины мастера, и две самые значимые для него работы ‒ «Труженица Араратской долины» и «Русская земля».
«Армянская земля ‒ сухая, требующая огромного труда, созданная им в образе старухи, которая трудилась всю свою жизнь и трудится до сих пор, русская земля богатая, свободная и плодородная ‒ это роскошная женщина», ‒ рассказала Гаянэ Никогосян.
За семь десятилетий художник создал уникальную портретную галерею современников ‒ ученых, людей искусства. Был лично знаком с каждым: Хачатурян, Капица, Зелинский. Впервые в Третьяковской галерее его работы появились в 44-м году. Сегодня в монографическом собрании ‒ их чуть более двух десятков, в основном скульптура. А в галерее «Нико», где находится основная коллекция ‒ много живописи. Ею Николай Никогосян стал заниматься в 70-е. На выставке ‒ работы разных лет.
«Поздние автопортреты Николая Багратовича, написанные 90-летним художником. Посмотрите, как они легко написаны. Светоносный фон, легкие, изящные мазки», ‒ отметила куратор выставки Наталья Розенвассер.
Елена Елагина ‒ ученица Николая Никогосяна. Говорит, ей просто посчастливилось попасть на курс к мастеру в Строгановке. «Я бы не стала тем, кто я есть. Я тоже лепила Николая Багратовича, у меня тоже есть бронзовый бюст Николая Багратовича. У нас с ним был обмен. Мы договорились, что он лепит меня, я ‒ его», ‒ вспоминает Елена Елагина.
Несмотря на почтенный возраст, Николай Никогосян продолжает работать. В интервью он не раз говорил: художник должен упражняться, тренировать руку каждый день.