Виктор Ерофеев отмечает 70-летие
Поздравления с 70-летием принимает писатель Виктор Ерофеев - лауреат премии имени Набокова, кавалер французского Ордена Искусств и литературы и Ордена Почетного легиона. Он пишет в основном о России, но также популярен на Западе. Впрочем, его имя и его работы говорят о единстве наших культур. Подробности у Анны Галинской.
В мастерской Бориса Мессерера, где собиралась московская и западная элита, осталась коллекция старых граммофонов. Эти рупоры стали символом знаменитого самиздатовского альманаха «Метрополь». Логотип придумал Мессерер, а сам альманах - Виктор Ерофеев. За этим столом они с Василием Аксеновым и Евгением Поповым, Андреем Битовым и Фазилем Искандером создавали «антицензурный», как назвал его художник, журнал.
«Ерофеев Виктор сидел и всегда очень заводил всех своими крамольными речами, и очень нам всем нравилось, что такой молодой обаятельный человек горит этой идеей», - вспоминает народный художник России Борис Мессерер.
Издать удалось лишь один номер в 12 экземплярах. Рукопись переправили в США в 1979-м и опубликовали в том же году. Сам факт публикации самиздата на Западе вызвал огромный скандал. Союз писателей назвал сборник «порнографией духа». Неприятности начались у многих авторов, а некоторых, в том числе Ерофеева, и вовсе исключили из Союза писателей. До конца перестройки к печати запрещали все произведения Виктора Ерофеева. Первая книга на родине «Тело Анны, или Конец русского авангарда» вышла в 1989-ом, а еще через год - роман «Русская красавица», который перевели на 20 языков и сняли по нему фильм. Еще одно экранизированное произведение – «Жизнь с идиотом». На него Шнитке написал оперу. Виктор Ерофеев, как признают многие, обладает уникальным качеством - воодушевлять коллег.
«Ерофеев зачастую не близок мне стилистически и идейно, но я с интересом читаю этого автора. И не только его прозу, но и его, на мой взгляд, интересную куртуазную эссеистику», - говорит писатель, депутат Государственной Думы Сергей Шаргунов.
Авторская программа «Апокриф» почти 15 лет шла на телеканале «Россия-Культура». В неформальной беседе говорили о проблемах, волнующих каждого творческого человека.
«Главный интерес того, что происходило на "Апокрифе", даже не в том, что умные люди умно говорили, а в том, что очень тонкая и очень цепкая мысль Ерофеева заставляла всех сказать фрагменты одной очень трудно воспринимаемой мысли», - отмечает литературный критик Александр Гаврилов.
Произведения Виктора Ерофеева, его высказывания и заявления, часто провокационные, вызывают споры до сих пор. Свободолюбивый и непредсказуемый, Ерофеев накануне своего 70-летия говорить о себе отказался, отправившись в очередное путешествие. Он продолжает ездить по миру с лекциями и уверяет, что у писателей нет возраста.