Третьяковская галерея представляет коллекцию работ скульптора Николая Андреева

20 сентября 2017 09:59
"Скульптор Андреев. Кем вы были до 1917-го?" - Третьяковская галерея представляет экспозицию, которая напрочь разбивает сложившийся образ скульптора, известного, прежде всего, благодаря каноническим изображениям Ленина.

"Скульптор Андреев. Кем вы были до 1917-го?" - Третьяковская галерея представляет экспозицию, которая напрочь разбивает сложившийся образ скульптора, известного, прежде всего, благодаря каноническим изображениям Ленина. Наша съемочная группа первой, еще до официального открытия посетила выставку и узнала, что делал скульптор Андреев до 1917 года. Репортаж Антона Николаева.

Георгий Победоносец на фасаде Третьяковской галереи - фирменный знак музея. Придумал его Виктор Васнецов, а воплотил скульптор Николай Андреев. Автор знаменитой ленинианы, создавший более 300 различных изображений вождя. Именно ему мы обязаны каноническим образом Владимира Ильича. В 70-е Третьяковка уже делала выставку работ скульптора, но тогда, по понятным причинам, в экспозиции были, в основном, "Ленины".

Показать дореволюционного Андреева стало "святой обязанностью" Третьяковки. На этой фотографии - процесс создания образа Георгия. Для этого скульптор затребовал в мастерскую живую лошадь. К слову сказать, у Андреева была оригинальная методика: когда он лепил людей, в голове держал образ какого-нибудь животного.

"Один из принципов, которым он всегда учил своих студентов - если вы найдете в человеке какое-то сходство с животным, то на этом можно построить весь портретный образ. Здесь мы видим иллюстрацию этого принципа: эти натурщицы уподоблены волчицам, воющим на луну", - объяснила куратор выставки Мария Морозова.

В этот малоизвестный широкой публике период творчества Николай Андреев много лепил обнаженную натуру. В запасниках Третьяковки - огромное количество подобных работ, некоторые вообще никогда не выставлялись. Здесь - одни из самых ранних скульптур Андреева. Деревенские девушки удавались ему лучше всего. Ими невозможно не любоваться.

Эта мордовская крестьянка в национальном костюме закрывается рукой, но не от скульптора, как можно подумать, а от солнца.

"Сначала, когда я на нее смотрела, думала, что это неудобная поза. А потом как-то летом я поймала себя на том, что стою ровно в такой же позе - тоже закрываюсь от яркого солнца", - поделилась куратор выставки Мария Морозова.

Андреев создал целый цикл портретов своих современников. И первый в этом ряду - Николай Васильевич Гоголь - знаменитый памятник которому установлен на Никитском бульваре. Вот Лев Николаевич - с большими нахмуренными бровями. Любопытная деталь: подпись сделана рукой самого Толстого. Неспроста. Это знак одобрения моделью своего скульптурного образа.

Глядя на эти работы Николая Андреева, можно оценить, какого масштаба дарование было потрачено на бесконечное повторение портретов Ленина и подчинено идеологическим требованием времени, сопротивляться чему находили силы не все художники.

Новости культуры