Пермский балетный дуэт — лучший (NewsKo)

02 марта 2016 13:39
Артисты Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Инна Билаш и Никита Четвериков по итогам нового сезона проекта "Большой балет" на телеканале "Россия – Культура" признаны лучшими среди танцовщиков шести крупнейших театров страны вместе с парой из Мариинского театра. Каждую субботу семь недель подряд участники телеконкурса "Большой балет" представляли хореографию разных эпох и направлений. Пермские артисты Инна Билаш и Никита Четвериков все семь туров занимали лидирующие позиции, а перед финалом делили первую строчку с парой из Мариинского театра – Кимин Кимом и Ренатой Шакировой.

Артисты Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Инна Билаш и Никита Четвериков по итогам нового сезона проекта «Большой балет» на телеканале «Россия — Культура» признаны лучшими среди танцовщиков шести крупнейших театров страны вместе с парой из Мариинского театра. Каждую субботу семь недель подряд участники телеконкурса «Большой балет» представляли хореографию разных эпох и направлений. Пермские артисты Инна Билаш и Никита Четвериков все семь туров занимали лидирующие позиции, а перед финалом делили первую строчку с парой из Мариинского театра — Кимин Кимом и Ренатой Шакировой.

Показ первого выпуска проекта «Большой балет» состоялся 16 января 2016 года. Для первого выступления Инны Билаш и Никиты Четверикова главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко выбрал пронзительный прощальный дуэт Маши и Вершинина из балета «Зимние грёзы» в хореографии сэра Кеннета Макмиллана.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

— Этот дуэт раскрывает индивидуальности Инны и Никиты (как и все номера, взятые для программы). Хорошо, что балет «Зимние грёзы» есть в репертуаре, поскольку трудно себе ещё представить пример дуэта, где было бы такое слияние музыки, хореографии и исполнения. Макмиллан, тем более, мастер сочинения дуэтов. Это и есть самый настоящий дуэт. Музыка здесь становится зримой.

Пермские артисты получили три голоса жюри из четырёх, так же как и пары из Большого театра, Мариинского театра и Татарского театра оперы и балета. На первом месте в первом туре оказались танцовщики из Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев.

Для второго тура Алексей Мирошниченко предложил Инне Билаш и Никите Четверикову роскошное и яркое pas de deux принцессы Флорины и принца Шармана из своего балета «Голубая птица и принцесса Флорина». Пермская пара получила четыре голоса из четырёх возможных и по итогам второго тура разделила второе место с парами из Большого театра и Михайловского театра, на первой строчке оказалась пара из Мариинского театра — Рената Шакирова и Кимин Ким.

Темой третьего тура стали одноактные балеты и миниатюры. Пермская пара — Инна Билаш и Никита Четвериков — исполнила миниатюру «Умирающий лебедь» на классическую музыку Камиля Сен-Санса в хореографии Алексея Мирошниченко. За исполнение этого номера Инна Билаш два года назад получила приз конкурса «Арабеск-2014» как лучшая исполнительница современной хореографии.

По словам главного балетмейстера Пермского оперного, творческая наглость подвигла его на эксперимент — поставить знаменитого «Умирающего лебедя» как парный, а не сольный танец.

Алексей Мирошниченко:

— Я помню разные версии этой миниатюры — был и чёрный лебедь, и мужчина-лебедь, но pas de deux не было никогда. А между тем это напрашивается, ведь мы все знаем, что лебедь — самое верное животное. Если умирает один — умирает и другой.

Смелый эксперимент жюри оценило: хотя не всем пришлась по вкусу дуэтная интерпретация «Умирающего лебедя», эксперты отметили чувственное и технически безупречное исполнение номера.

Сяо Сухуа, хореограф, профессор Пекинской академии танца:

— Я видел много интерпретаций музыки Сен-Санса, но для меня было немного неожиданно, что это именно дуэт. На мой взгляд, ребята исполнили этот номер с достоинством, очень хорошо, хотя мне не хватило волнения Никиты. Волнения оттого, что твоя подруга умирает, она уже не в силах взлететь. Видно, что он хочет её поднять, но не хватает душевной тревоги перед вечной разлукой, перед смертью подруги. И тем не менее я говорю «да».

За это рискованное выступление пермские артисты получили четыре голоса из четырёх возможных и по итогам третьего тура вышли на первое место наравне с парами из Мариинского и Михайловского театров.

Тема четвёртого выпуска — «Хореографы ХХ века». Пермская пара — Инна Билаш и Никита Четвериков — исполнила pas de deux из балета «Пери» (музыка Фридриха Бургмюллера, хореография Виталия Тимофеева) и разделила второе место с танцовщиками из Большого театра и Татарского театра оперы и балета. На первой строчке в тот момент прочно утвердились дуэты из Санкт-Петербурга — из Мариинского и Михайловского театров.

В пятом выпуске Инна Билаш и Никита Четвериков снова вышли на первое место, разделив его с танцовщиками из Мариинского театра. Темой пятой программы проекта стали сольные номера. Главный балетмейстер Пермской оперы Алексей Мирошниченко выбрал вариацию Эсмеральды из балета «Эсмеральда» (музыка Сезара Пуни, хореография Николая Берёзова) для Инны Билаш, а для Никиты Четверикова — вариацию принца Зигфрида из балета «Лебединое озеро» (музыка Петра Ильича Чайковского, хореография Мариуса Петипа).

Владимир Васильев, член жюри, хореограф, режиссёр, педагог:

— Часто сижу в зрительном зале — и всё время мучаюсь. Выйдет — не выйдет? Свертит пируэт — не свертит? Первый раз сижу, смотрю и радуюсь — всё прекрасно! Очень благородная манера, желаю только одного — все свои дальнейшие вариации танцевать на этом же уровне.

Темой шестого, предпоследнего выпуска проекта «Большой балет» стали «Хореографы XXI века». Инна Билаш и Никита Четвериков удержали лидирующую позицию, продолжая делить её с танцовщиками из Мариинского театра. Они исполнили дуэт из одноактного балета «Вариации на тему рококо», поставленного Алексеем Мирошниченко на музыку Петра Ильича Чайковского.

Итак, на финал пермские артисты вышли, разделяя первое место с Ренатой Шакировой и Кимин Кимом — дуэтом из Мариинского театра.

27 февраля состоялся финальный, седьмой тур проекта «Большой балет». В этой программе зрителей ждали семь премьер: танцовщики исполняли номера, которые были специально поставлены или перенесены для «Большого балета» приглашёнными на проект хореографами. Пара Пермского театра оперы и балета — Никита Четвериков и Инна Билаш — закрывала конкурсные выступления участников. Номер Radio and Juliet Эдварда Клюга на музыку группы Radiohead был специально поставлен для «Большого балета».

На постановку номера у артистов было чуть больше недели: до отъезда на съёмки с Инной и Никитой занималась ассистент хореографа Бояна Ненадович, а с самим Эдвардом Клюгом они познакомились уже на съёмочной площадке.

Пронзительная и трогательная история любви Radio and Juliet разворачивается под музыку со словами — это редкость в балете. Эдвард Клюг специально для пермских танцовщиков создал развёрнутый номер, уместив драматургию своего одноактного в семь минут: за основу взял финальный дуэт и дополнил его другими фрагментами спектакля, чтобы показать сюжетную линию. Строгое жюри после выступления рассыпалось в комплиментах, кроме китайского хореографа Сяо Сухуа, которому выступление показалось «для современного танца недостаточно контрастным по отношению к классике». Ребята получили только три голоса из четырёх, и это переместило их на вторую строчку, сразу после Кима и Шакировой из Мариинского театра: 29 голосов у Мариинки, 28 — у Перми.

Однако, подводя итоги всего проекта, члены жюри единогласно решили выделить пермскую пару как лучший дуэт и присудить ей дополнительный голос. И — фанфары! — было вручено два Гран-при! Пермяки, оставив позади артистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Красноярска, заняли первое место, разделив его с парой из Мариинского театра — Кимин Кимом и Ренатой Шакировой.

Никита Четвериков, премьер Пермского театра оперы и балета:

— Я очень рад победе. Мне кажется, это большая честь — представлять Пермский театр оперы и балета на таком конкурсе, но внутри съёмочного процесса атмосфера была скорее дружеской, чем соревновательной. Большое спасибо жюри: пусть они и не всегда говорили «да», но всегда чувствовалось, что они хотят подсказать и помочь. И некоторые советы мы с Инной взяли на вооружение.

Инна Билаш, балерина Пермского театра оперы и балета:

— Хочу поблагодарить всех, лично каждого, кто болел за нас, поддерживал в социальных сетях, кто помогал на съёмках. Это для нас очень важно. На съёмках было нелегко: помимо репетиций это многочасовая подготовка к выступлению, грим, да и танцевать с телевизионной подсветкой было непросто — от игры света и тени казалось, что пол неровный. Плюс это огромная ответственность — представлять пермский среди лучших театров страны, но мы справились!

Эта победа ещё раз подтвердила репутацию Перми как одной из трёх «балетных Мекк» России и высокий статус Пермского театра оперы и балета, уникальность его репертуара. Ведь в арсенале Инны и Никиты кроме классических вариаций были только эксклюзивные произведения, которые не танцуют нигде, кроме Пермского театра оперы и балета. Их выступления в проекте «Большой балет» стали своего рода собранием сочинений главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко, одного из ярких представителей современной неоклассики: дуэт «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, «Голубая птица и принцесса Флорина» на музыку Адольфа Адана, «Вариации на тему рококо» Петра Ильича Чайковского. Балет «Пери» до выступления Инны Билаш на конкурсе «Арабеск-2014» в последний раз исполняли Любовь Кунакова и Марат Даукаев в 1983 году, а «Зимние грёзы» сэра Кеннета Макмиллана сейчас кроме Перми разве что в Англии можно увидеть.

Алексей Мирошниченко:

— Для этой победы кроме таланта исполнителей важную роль сыграл репертуар. Артист балета — это то, что он танцует, это и формирует его как артиста, это определяет его статус, профессиональный уровень — и судьбу в конечном счёте. Есть артисты узкого профиля, а есть широкого амплуа, как Инна и Никита. Признание в конкурсе «Большой балет» — это далеко не потолок этого дуэта, их потенциал ещё не раскрыт на 100%, им есть куда расти. И я уверен, что Пермский театр оперы и балета — самое подходящее для них место работы. Главное, чтобы власти края осознавали, что для роста нужно пространство — новая сцена для масштабных постановок, где без преувеличения лучшие артисты балета в стране смогут реализовывать свой потенциал полностью.

Напомним: пермская пара соревновалась с 12 ведущими солистами балета из пяти крупнейших музыкальных театров России. Результаты распределились следующим образом:

Рената Шакирова и Кимин Ким (Мариинский театр) — 29 голосов;
Инна Билаш и Никита Четвериков (Пермский театр оперы и балета) — 29 голосов (28 основных и один дополнительный);
Дарья Хохлова и Игорь Цвирко (Большой театр России) — 28 голосов;
Надежда Батоева и Эрнест Латыпов (Мариинский театр) — 27 голосов;
Анастасия Соболева и Виктор Лебедев (Михайловский театр) — 26 голосов;
Екатерина Булгутова и Юрий Кудрявцев (Красноярский государственный театр оперы и балета) — 24 голоса;
Мидори Тэрада и Коя Окава (Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля) — 24 голоса.

Примечательно, что ровно половина участников второго сезона проекта «Большой балет» в прошлом — лауреаты международного конкурса артистов балета «Арабеск», который в этом году откроется 14 апреля. Возможно, поэтому артисты ощущали атмосферу конкурса скорее как фестивальную, чем как соревновательную.

Почивать на лаврах победителям некогда: в ближайшее время Инне и Никите предстоит много работы: уже 6 марта они выйдут на сцену в заглавных ролях в балете сэра Кеннета Макмиллана «Ромео и Джульетта», а впереди в марте — «Лебединое озеро» в хореографии Алексея Мирошниченко и вечер британской хореографии «Зимние грёзы».

http://www.newsko.ru/articles/nk-3040714.html