Большие перемены в Большом: руководителем балетной труппы назначен Махар Вазиев
На этой неделе генеральный директор Большого театра Владимир Урин представил нового руководителя балетной труппы – им станет балетмейстер и хореограф Махарбек Вазиев. К работе в Большом он приступит 18 марта после завершения контракта театра с Сергеем Филиным. Причем должность художественного руководителя упразднят, будет, как в европейских театрах, – директор балетной труппы.
"Говоря о том, что это директор балетной труппы, мне принципиально важно, чтобы была сосредоточенность на организационных вопросах сегодняшнего состояния балетной труппы, – подчеркнул генеральный директор Большого театра Владимир Урин. – Пополнение труппы молодыми солистами, умение организовать творческую деятельность таким образом, чтобы и выпуск спектаклей, и текущий репертуар – все имело очень четкую, спланированную работу".
В принципе, именно такой работой Махар Вазиев занимался и в Мариинке, и в "Ла Скала". Причем в обоих театрах ему удалось омолодить состав, обновить репертуар и вывести коллективы на новый уровень. Имя Махарбека Вазиева хорошо известно балетоманам. Выпускник училища имени Вагановой, солист Мариинского театра, он 12 лет возглавлял балет Мариинки, а последние 7 лет был главным балетмейстером в миланском "Ла Скала". Приглашение в Большой получал он неоднократно, но лишь сейчас согласился. По всей видимости, Владимир Урин предоставил Махару Вазиеву широкие полномочия, и именно директор балетной труппы будет определять репертуарную политику.
"Есть государственный театр, огромная компания, и есть руководители театра, есть руководители цехов отдельных. Мне кажется, результат есть тогда, когда есть команда", – убежден хореограф Махар Вазиев.
Похоже, в лице Вазиева Большой театр заполучил неплохого балетного менеджера, в меру консервативного, и в меру радикального. Но кто такой Махар Вазиев? Мы составили досье на будущего директора балетной труппы Большого театра.
Танцовщик
Махарбек Вазиев родился в 1961 году в городе Алагир в Северной Осетии. Поступил в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой, и еще во время учебы в 79-м был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Около 7 лет был на вторых ролях, затем стал исполнителем первых партий, а в 89-м – премьером театра. Классический путь великолепного танцовщика, надежного партнера, но не звезды балета. Его талант проявился в другом.
Руководитель балета Мариинского театра
В 1995 году Махарбека Вазиева назначили руководителем балета Мариинского театра. Новый заведующий балетной труппы был необычайно требователен к артистам, но при нем балет Мариинки стали называть одним из лучших в мире. В театре поставили спектакли балетных реформаторов XX века – Уильяма Форсайта и Джорджа Баланчина, а также начинающего тогда Алексея Ратманского. Благодаря Махару Вазиеву, в Мариинке были сделаны уникальные реконструкции балетов XIX века Мариуса Петипа. После "Спящей красавицы", "Баядерки" и "Пробуждения Флоры", которые скрупулезно восстановил Сергей Вихарев, возникла мировая мода на оригинальную хореографию XIX века.
В Мариинке появилось целое созвездие выдающихся артистов: Диана Вишнева, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина… Он "буквально ввел Мариинский балет в XX век", – сказал хореограф Уильям Форсайт, узнав об отставке Махара Вазиева.
Отставка
В 2008 году накануне гастролей балетной труппы Мариинского театра в США Махарбек Вазиев написал заявление об уходе. Этот демарш обнажил непримиримые противоречия между руководителем балета и директором театра Валерием Гергиевым. 12 лет Вазиев оставался на технической должности заведующего балета, к тому же с приставкой и.о., и, по сути, не мог влиять на репертуар. А руководство продвигало невыигрышные, с точки зрения заведующего балета, постановки. Например, неудачный в хореографическом отношении "Щелкунчик".
La Scala
В 2008 году Махарбек Вазиев возглавил балетную труппу "Ла Скала". Руководство миланского театра надеялось, что директор балета "привнесет традиции и дисциплину великой русской школы, но, прежде всего – внимательность к современным тенденциям". Так и случилось. Вазиев вывел второразрядную труппу в ряды топовых коллективов. Он успешно сочетал в репертуаре классику и современный танец. "Ла Скала" прогремел на весь мир аутентичной "Раймондой" XIX века, которую реконструировал Сергей Вихарев. Махар Вазиев привлек к регулярному сотрудничеству Алексея Ратманского, включил в афишу балет "Стена" на музыку Pink Floyd.
Читайте также:
Новым руководителем балета Большого театра станет Махар Вазиев
В команде Большого театра появилось новое имя
Махар Вазиев: "Результат есть тогда, когда есть команда"