О программе фестиваля "Золотая маска" рассказали журналистам
«Золотая маска» назвала своих номинантов. Сегодня на пресс-конференции объявили программу национального театрального российского фестиваля. В этом году работа отборщиков была как никогда напряженной. Особенно в последнее время в театральном сообществе вокруг «Маски» возникла масса споров и разногласий. Тем не менее, в коротком списке – спектакли из 54-х театров. На всех – две сотни номинаций. Причём на премию выдвинуты и российские, и знаменитые зарубежные создатели постановок. Так, например, за звание лучшего режиссёра поборются Роберт Уилсон и Ромео Кастеллуччи.
Афишу 22-й Премии «Золотая маска» уже называют рекордной. Чтобы составить её, члены экспертного совета премии побывали в 110 городах России и отсмотрели беспрецедентное количество постановок. В шорт-лист попали 72 спектакля из 19 городов. То есть 45 процентов афиши «Золотой маски» – это региональный театр. Впервые сравнялись «три кита» премии: Москва, Петербург, провинция.
«Впервые к нам в этом году присоединились и попали в "Маску" города Серов, Новокуйбышевск, Ижевск. Мы очень рады тому, что у нас опять после 2009 года появился город Курган, Саратов – он был довольно давно, сейчас попал с балетом, – Самара и Уфа», – рассказала генеральный директор фестиваля Мария Ревякина.
В тревожной обстановке проходила в этом году кропотливая работа экспертного совета. В будущем году его состав, например, изменят. Реформирование национальной премии идёт тяжело.
«Более тщательный отбор критиков, экспертов, жюри – это нормальное дело! Номинации привести к какой-то цифре – а может и не надо – мы будем обсуждать это 7 декабря на секретариате, – сообщил председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. – Всё меняется. Когда мы слышим слово "реформа", мы нормально реагируем, но когда "Золотая маска" начинает реформироваться – все вдруг вздрогнули».
«В известном письме 93-х, которых было чуть больше на самом деле, было сказано о давлении – должен сказать ответственно: никого давления лично на меня как председателя совета за весь этот год не было. Мы руководствовались исключительно нашим представлением о театре, об эстетике, о художественности», – отметил председатель экспертного совета в категории «Драматический театр» Александр Вислов.
Пока рабочая группа по реформированию «Маски» думает о сокращении количества номинаций, в афише этого года их небывалое множество: 212. Лидируют в списке претендентов на «Золотую маску» Пермь, Екатеринбург, Петербург – с БДТ и Александринкой. Посмотрев на номинации «Музыкального театра», становится понятно, что его центр давно переместился на Урал. Остаётся животрепещущей и история с новосибирским «Тангейзером».
«Его в номинациях у нас нет – этот спектакль не существует, он снят с репертуара, дирижер уехал, декорации разобраны, мы не в состоянии его воспроизвести. Десять человек из одиннадцати нашего экспертного совета его видели – он, безусловно, шел одним из лидеров. В общем, это наша боль, что его нет», – прокомментировала председатель экспертного совета в категории «Музыкальный театр» Екатерина Бирюкова.
Тем не менее, афиша 22-й «Золотой маски» пестра и богата сложносочиненными спектаклями. Столичные императорские театры соседствуют с камерными труппами из семи человек: из Новокуйбышевска, например. Обширна и внеконкурсная программа фестиваля: «Маска Плюс», «Детский Weekend», «Институт театра», «"Золотая маска" в кино» и «"Золотая маска" в городе».