Россия впервые приняла участие в Биеннале урбанистики и архитектуры в Китае
«Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!». Оптимистические стихи Маяковского в свое время были разосланы по всем металлургическим гигантам страны. На возведение города-сада поэт отводил четыре года. Сейчас на превращение бывших промзон в городские оазисы архитекторам ставят совсем другие сроки – гораздо меньшие. Благо, можно перенять опыт у западных коллег. Да и свой собственный уже накопился. В этом году Россия впервые приняла участие в Международной биеннале урбанистики и архитектуры в Китае. Об этом шла речь на пресс-конференции в Москве.
Биеннале урбанистики и архитектуры в Китае открылась в декабре и в этом году проходит в шестой раз. Проводится в наиболее развитом регионе Китая, городе Шеньжене, и целиком посвящена проблемам урбанизма. Каждый год местом для биеннале выбирают одну из подлежащих реконструкции городских промзон. Тем самым она получает дополнительный импульс к развитию.
Участие России в Международной биеннале урбанистики и архитектуры в Китае, впечатление и полученный опыт – не только эти вопросы затронули участники пресс-конференции. Говорили о радикальной реконструкции транспортной, инженерной систем, жилищного сторительства, которую многие страны Европы, США, Азии прошли в 70-80-е прошлого столетия. В России, по сути, только начинается. Сегодня это основа, на которой современный город может развиваться дальше.
«Только за счет офисной жизни и за счет добычи нефти и газа страна не может существовать, стране нужны абсолютно другие производства, продуктивные производства, иначе организованные, отличные от тех, которые были в советские времена. Они структурно, морфологично иначе организованы, пространственно, географически – это другие социальные уклады», – прокомментировал президент Союза архитекторов России Андрей Боков.
«Возвращая жизнь городам» – тема выставки этого года Международной биеннале урбанистики и архитектуры. Она совпала с темой фестиваля «Зодчество – 2015», который проходил в Москве. Его центральная экспозиция «Кейсы в кейсах» была еще раз показана в российском павильоне. Десять проектов – лучшие примеры российского опыта развития территорий с помощью новых индустрий и архитектуры. Среди них творческие кластеры «Винзавод» и «Флакон», запущенные на бывших промышленных предприятиях. Самарская «Фабрика-кухня», которая станет Центром современного искусства к 2017 году.
«С нашей строны было интересно продемонстрировать российский опыт, увидеть мировые тенденции в оживлении городов, реновации территории. Лично я увидел шикарный опыт, как заброшенные территории превращаются в центры новой городской активности, мне показалось абсолютно реальным продолжить этот опыт в России», – отметил куратор экспозиции российского павильона, вице-президент Союза архитекторов России Андрей Асадов.
Сейчас участники выставки хотят выступить с идеей о создании урбанистического фестиваля на территории России. Каждый год место проведения форума – это один из российских городов – будет меняться, а площадкам – заброшенным территориям – даст возмозжность превращения в новые креативные кластеры.