На фестивале "Белые столбы" покажут раритетное кино
Уникальные архивные кадры, ленты восстановленные и найденные совершенно случайно, студенческие работы известных режиссёров – фестиваль архивного кино «Белые Столбы» уже в 21-й раз собрал в Подмосковье любителей старой кинопленки. За шесть дней смотра будет показано более шести десятков раритетных картин. Главная тема кинопоказов – столетие Революции, которое отмечается в этом году. За более чем 20-летнюю историю смотр завоевал большую популярность как среди профессионалов, так и простых зрителей. С открытия фестиваля – репортаж корреспондента Ирины Разумовской.
Необычный фестиваль «Белые столбы» уже достиг такого уровня и популярности, что принять на неделю всех желающих Госфильмофонд не может. По красной дорожке идут кинокритики, историки кино и режиссеры, которым интересно старое, архивное кино.
До 3 марта с десяти утра до позднего вчера они будут смотреть и обсуждать раритетные ленты не только из коллекции Госфильмофонда, но и из синематек Франции, США, Литвы.
«Большой интерес из-за рубежа – поэтому в прошлом году у нас участвовало 27 стран, в этом году – 38», – отметил президент фестиваля, генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев.
Президент фестиваля начал торжественную церемонию с минуты молчания в память об Алексее Петренко. Он был давним и любимым другом Госфильмофонда. Должен был приехать и на это открытие.
На афише 21-го фестиваля «Белые столбы» – зловещий кадр из фильма 1968 года «Шестое июля», где Ленина сыграл Юрий Каюров; всего он исполнил его роль в 18 картинах. Одна из центральных тем этого года – столетие Революции. В программу фестиваля вошёл целый набор неканонических исторических фильмов. Ещё одна дата смотра 80-летие режиссера Юлия Файта. Его лента «Мальчик и девочка», специально восстановленная в цвете, открыла фестиваль. Представлять картину, лежавшую на полке полвека, приехал и исполнитель главной роли Николай Бурляев.
«Радость! Фильм из небытия возвращен сейчас, поскольку фильм был запрещен в прокате в день его выхода на экраны. Кто-то счёл, что не могут мальчик и девочка любить друг друга в таком возрасте, потому что речь идёт о семнадцатилетних людях», – рассказал народный артист России Николай Бурляев.
«Из-за чего всё произошло: всё-таки Панова писала идиллическую картину, а мне хотелось сделать более реальную жизнь этих молодых людей, которые не витают в облаках, а просто потянулись друг к другу», – признался режиссёр Юлий Файт.
Покажут за эту неделю и отреставрированные Госфильмофондом ленты – будет даже фрагмент из 1916 года. В рубрике «Студенческие работы» – дипломные фильмы Абдрашитова, Кулиджанова, Полоки. Есть раздел «Игровики снимают документ».
«Мы не показываем "Обыкновенный фашизм" Ромма, картину каноническую, а показываем, например, фильм Чухрая "Память" – одну из наименее известных его работ, о Сталинградской битве, практически лежавшую на полке. Или, например, картины Александрова, Медведкина – других ведущих режиссеров игрового кино, которые обращаются к документу», – подчеркнул худрук фестиваля, старший куратор Госфильмофонда России Петр Багров.
Другие кадры – из картины, которую двадцать лет назад буквально нашли на помойке. Оказалось, что это самодеятельная комедия «Богатый Яша», сделанная в 1926 году группой будущих кинематографистов. Видимо, эта копия – единственная. И теперь она есть в коллекции Госфильмофонда, который раз в году дарит возможность посмотреть на такие раритеты.
100-летие революции 1917 года в России. Все материалы темы