Театр под управлением Олега Табакова отмечает 30-летие
История длиною в тридцать сезонов. 1 марта 1987 года Театр под управлением Олега Табакова представил публике первую премьеру и сразу поразил зрителей нестандартным взглядом на жизнь. Далее его афишу украсили десятки популярных постановок. Сегодня это уже не студия дерзких и талантливых энтузиастов, а содружество высококлассных профессионалов, объединившее актёров – народных и заслуженных, лауреатов самых престижных премий. Но и спустя три десятилетия поклонники по-прежнему ласково зовут театр "Табакеркой". Рассказывает Валерия Кудрявцева.
Андрей Смоляков - из числа самых первых студийцев. Он ведет нас по закулисью подвала на улице Чаплыгина. Здесь так тесно, что журналистов обычно сюда не зовут. Увидеть, как в бывшем угольном подвале сумел поместиться театр, редкая возможность.
"Это замечательное пространство, которое, я вам честно скажу: "Я его люблю, я ничего другого не хочу". Оно мне так или иначе еще дает новые и новые возможности", - подчеркивает народный артист России Андрей Смоляков.
"Мы с тобой одной крови" - эта фраза из спектакля "Прощай, Маугли", одной из первых постановок студии, точно характеризует артистов и режиссеров – выходцев из "Табакерки": близкие по духу и чувству профессии, отобранные Олегом Табаковым по одному ему известным критериям. Из подвала на улице Чаплыгина, где сцена около ста метров, а в зрительном зале чуть больше сотни мест, вышла целая плеяда известных артистов – Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Безруков, Евдокия Германова, Марина Зудина.
"Студия - это вообще нечто отличное от театра. Потому что студия - это жизнь, это все - праздники вместе, радости вместе, горести вместе, когда ни у кого еще не было семей, а иные только создавались, поэтому студия была все - семья, жизнь, любовь для всех", - рассказывает народная артистка России Марина Зудина.
Многие спектакли "Табакерки" стали легендарными, шли не по одному десятку лет - "Страсти по Бумбарашу", "Псих", "Последние", "Билокси-блюз", "Рассказ о счастливой Москве" и "Рассказ о семи повешенных". Некоторые выплескивались из крошечной "Табакерки". Так случилось, например, с постановкой Сергея Газарова "Ревизор". Побывал на гастролях в Новосибирске, где вместе с декорациями развернулся на большой сцене, и играть его дальше в подвале стало невозможно, пришлось арендовать площадки. О собственной большой и полноценной сцене Олег Табаков мечтал давно. Строительство театра на Сухаревке длилось почти 10 лет. Открытие состоялось незадолго до 30-летнего юбилея студии. Теперь суперсовременное здание с соответствующей машинерией – новый этап в истории театра.
Спектакли, которым не хватало простора в подвале, теперь живут в собственном доме. Например, "Чайка" с Олегом Табаковым, Мариной Зудиной, Игорем Миркурбановым в главных ролях. А критикам отныне придется следить за творческой жизнью на двух сценах.
"Табакерка" никогда не была политическим театром, еще, пожалуй, меньше, чем "Современник". Но время от времени тут возникали очень важные работы с каким-то внутренним эпиграфом, может быть, из Вертинского: "То, что я должен сказать". И вот эта двойчатка - "Матросская тишина" в конце 80-х и "Комната смеха" в начале 90-х - это какое-то особо достойное качество гражданского чувства", - говорит театральный критик Елена Дьякова.
Новое поколение театра-студии уже не моет полы, не шьет себе костюмы. Но дух подвальной - студийной - "Табакерки" они наследуют от тех, кто был раньше.
"Все всегда этого так страшно стесняются! Считают, что это так пошло, сказать, что наш театр - дом. А как про него еще скажешь, если это дом?" - говорит актриса Яна Сексте.
И хотя в названии театра уже нет слова "студия", но дух и традиции важнее названия.
4 марта в 20:40 смотрите на нашем телеканале торжественный вечер в честь открытия новой сцены Театра-студии под руководством Олега Табакова.
Читайте также:
Сегодня в "Главной роли". Марина Зудина