Исполняется 112 лет со дня рождения Джорджа Баланчина

22 января 2016 18:06
22 января родился Георгий Баланчивадзе, выдающийся хореограф, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому танцевальному искусству.

22 января – 112 лет со дня рождения Джорджа Баланчина, выдающегося хореографа, положившего начало американскому балету и современному неоклассическому танцевальному искусству. Георгий Баланчивадзе (звучный псевдоним Джордж Баланчин ему придумал знаменитый импресарио Сергей Дягилев) родился в Петербурге в семье известного грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе. В 1914 году он поступил в Петроградское театральное училище, где учился в классе у Павла Гердта, знаменитого танцовщика, на которого Мариус Петипа ставил все главные мужские роли в своих балетах, и другого премьера того времени Самуила Андрианова. По окончании училища в 1921 году был принят в Мариинский театр (в то время – Петроградский театр оперы и балета).

Жизнь кидала молодого Баланчина из страны в страну (работал в Париже, Лондоне и Копенгагене), из театра в театр, ему не раз приходилось начинать с нуля, доказывать свою творческую состоятельность, пока в 1930-х годах Баланчин не оказался в США. Полвека он жил и творил в Нью-Йорке, основал там сначала балетную школу мирового уровня, открывшую новые пути развития современного балета, а затем известный на весь мир театр – Нью-Йорк Сити Балет (New York City Ballet).

Постановки прославленного хореографа по сей день являются визитной карточкой труппы. Баланчин поставил десять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Бесспорным украшением его таланта балетмейстера-хореографа является балет в трех частях «Драгоценности». «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты» впервые были показаны в 1967 году в Нью-Йорке. Как известно, балет Джордж Баланчин посвятил трем балетным школам – русской, французской и американской. Существует версия, что замысел балета «Драгоценности» родился, когда Джордж Баланчин любовался витринами ювелирного дома на Пятой авеню. Балетмейстер решил сочинить изощренный танец, который «мерцал бы и переливался, подобно свету, играющему на гранях камней». Сам мастер признавался, что «идея нового балета в костюмах, украшенных драгоценными камнями, возникла, когда Натан Мильштейн познакомил меня с ювелиром Клодом Арпельсом. Позже я увидел потрясающие камни в его коллекции в Нью-Йорке. Конечно, я всегда любил драгоценные камни; в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней».

Спектакль ждала счастливая судьба: он обошел многие сцены, театры всего мира почитают за честь вписать балет Баланчина в свою афишу. Рубины, бриллианты и изумруды из ювелирной шкатулки Джорджа Баланчина находятся в коллекции Большого и Мариинского театра. А также в репертуаре членов жюри нового сезона проекта «Большой балет» Светланы Захаровой и Евгении Образцовой и конкурсантов – Игоря Цвирко и Дарьи Хохловой, Надежды Батоевой и Эрнеста Лапытова, Ренаты Шакировой и Кимин Кима, Инны Билаш. «Большой балет» – 23 января в 20:30.

INSTAGRAM (запрещена в РФ) ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"

Результаты первой программы проекта "Большой балет"

Тема второй программы "Большого балета" - "Классические па-де-де"

Брижит Лефевр: "Прелесть балета в балансе между тончайшими деталями"

Илзе Лиепа: Балет идет в ногу со временем, не теряя одухотворенности

Андрейс Жагарс: "Большая удача, что удалось собрать так много разных хореографов"

Все материалы о проекте