Театр имени Моссовета предлагает свое прочтение пьесы "Не все коту масленица"
Пьесу «Не всё коту масленица» Александр Островский написал всего за месяц и скромно называл её «этюдом», правда, с уточнением: «для знатоков». Но она полюбилась и актёрам, и публике, многократно ставилась и не потеряла своей актуальности по сей день. В последние годы пьесу «Не всё коту масленица» ставили в Театре Маяковского и в «Сатириконе», во МХАТе Горького и в «Табакерке». Теперь своё прочтение предлагает режиссёр Виктор Шамиров и актёры Театра имени Моссовета.
Эту пьесу Островский написал 145 лет назад. Но все актеры говорят, что играют про сегодняшнюю жизнь. Люди решили, что деньги все решают, думают так вполне искренне и заблуждаются, даже очень славные люди. Евгений Стеблов играет богатого купца Ермилу Ахова. Он кичится своим состоянием, притесняет подчиненных, собирается жениться на молоденькой бедной девушке. Артист своего героя не судит – видит в этом характере драму.
«Я всегда ищу, где боль того персонажа, которого я играю. Он одинокий человек. Говорит: "В этаком доме один, даже путаюсь. Даже страх находит. Огромный дом". Это такая трагедия одиночества богатого человека», - считает народный артист России Евгений Стеблов.
«Не все коту масленица» Островский считал скорее этюдом, чем пьесой. Вот и эта постановка как зарисовка. Никаких тяжелых платьев, сцена – почти без декораций.
«Мы нашли, я считаю, очень тонкую грань, когда идет симпатичная стилизация. И прилучилась такая шкатулка – не тяжелая, изящная», - считает заслуженная артистка России Елена Валюшкина.
Из текста убрали только частицу «с», которую по старой орфографии прибавляли к словам. Все остальное – слово в слово. Артисты признаются: учить текст было сложно. Но режиссер Виктор Шамиров, который очень любит язык Островского, смог влюбить в него и артистов.
«Говорит, что надо держать внимание на том, как построена та или иная фраза. От этого ты начинаешь уже удовольствие получать в какой-то момент. "Кабы, ежели бы я не чувствовал, разве б я смел". Узорчики, узорчики, как кружево. Поначалу было тяжело, но потом прямо трепет появляется», - признается актриса Театра имени Моссовета Юлия Хлынина.
В названии, как часто у Островского, пословица. Жанр комедии он считал инструментом для достижения нравственных целей. Постановка XXI века – не исключение.
«Это противостояние добра и зла, любви, как Ромео и Джульетта. Можно сказать, что Островский – русский Шекспир», - говорит актер Театра имени Моссовета Станислав Бондаренко.
У Островского герой меняется к лучшему, героиня делает выбор в его пользу. В этой истории – счастливый финал. Но затронутые проблемы так и останутся… вечными.