Театр имени Моссовета предлагает свое прочтение пьесы "Не все коту масленица"

26 января 2016 15:44
Ставит спектакль режиссёр Виктор Шамиров. Эту пьесу Островский написал 145 лет назад. Но все актеры говорят, что играют про жизнь сегодняшнюю.

Пьесу «Не всё коту масленица» Александр Островский написал всего за месяц и скромно называл её «этюдом», правда, с уточнением: «для знатоков». Но она полюбилась и актёрам, и публике, многократно ставилась и не потеряла своей актуальности по сей день. В последние годы пьесу «Не всё коту масленица» ставили в Театре Маяковского и в «Сатириконе», во МХАТе Горького и в «Табакерке». Теперь своё прочтение предлагает режиссёр Виктор Шамиров и актёры Театра имени Моссовета. 

Эту пьесу Островский написал 145 лет назад. Но все актеры говорят, что играют про сегодняшнюю жизнь. Люди решили, что деньги все решают, думают так вполне искренне и заблуждаются, даже очень славные люди. Евгений Стеблов играет богатого купца Ермилу Ахова. Он кичится своим состоянием, притесняет подчиненных, собирается жениться на молоденькой бедной девушке. Артист своего героя не судит – видит в этом характере драму.

«Я всегда ищу, где боль того персонажа, которого я играю. Он одинокий человек. Говорит: "В этаком доме один, даже путаюсь. Даже страх находит. Огромный дом". Это такая трагедия одиночества богатого человека», - считает народный артист России Евгений Стеблов.

«Не все коту масленица» Островский считал скорее этюдом, чем пьесой. Вот и эта постановка как зарисовка. Никаких тяжелых платьев, сцена – почти без декораций.

«Мы нашли, я считаю, очень тонкую грань, когда идет симпатичная стилизация. И прилучилась такая шкатулка – не тяжелая, изящная», - считает заслуженная артистка России Елена Валюшкина.

Из текста убрали только частицу «с», которую по старой орфографии прибавляли к словам. Все остальное – слово в слово. Артисты признаются: учить текст было сложно. Но режиссер Виктор Шамиров, который очень любит язык Островского, смог влюбить в него и артистов. 

«Говорит, что надо держать внимание на том, как построена та или иная фраза. От этого ты начинаешь уже удовольствие получать в какой-то момент. "Кабы, ежели бы я не чувствовал, разве б я смел". Узорчики, узорчики, как кружево. Поначалу было тяжело, но потом прямо трепет появляется», - признается актриса Театра имени Моссовета Юлия Хлынина.

В названии, как часто у Островского, пословица. Жанр комедии он считал инструментом для достижения нравственных целей. Постановка XXI века – не исключение. 

«Это противостояние добра и зла, любви, как Ромео и Джульетта. Можно сказать, что Островский – русский Шекспир», - говорит актер Театра имени Моссовета Станислав Бондаренко. 

У Островского герой меняется к лучшему, героиня делает выбор в его пользу. В этой истории – счастливый финал. Но затронутые проблемы так и останутся… вечными.

Новости культуры