Сегодня мир вспоминает жертв Холокоста
27 января – день освобождения концентрационного лагеря Освенцим – ООН провозгласила Международным днём памяти жертв Холокоста. Это слово - греческого происхождения. В буквальном переводе – «всесожжение». В новейшей истории термин возник в связи с геноцидом армян в начале XX века. Позже, в сороковые, по аналогии Холокостом назвали уничтожение евреев нацистами.
Событиям Второй мировой войны и Холокосту посвящен самый большой раздел экспозиции в Еврейском музее и Центре толерантности.
«Невозможно сказать, что Холокост - это специальное уничтожение только в концлагерях. Холокост - это то решение, которое было в какой-то момент принято государственной машиной и Гитлером, на уничтожение определенной части человечества. А концлагеря, гетто – это инструменты, с помощью которых это все происходило», - говорит директор департамента экскурсионных программ Еврейского музея и Центра толерантности Олег Меламед.
Еще одна страница – Холокост в бывшем СССР - на территориях, оккупированных нацистами. Илья Шварц родился в 1939 году в на юго-западе Украины. Уже летом 1941-го там были немцы. Его первые в жизни воспоминания – о гетто.
«Я себя помню около четырех лет. Было очень трудно, я помню, как ели зеленые сливы, картофельные очистки. Мама гвоздики штамповала. Я даже помогал ей», - вспоминает бывший узник гетто Илья Шварц.
Точную цифру жертв Холокоста назвать невозможно. В приговорах Нюрнбергского трибунала говорилось о шести миллионах. Но исследования с тех пор не прекращались, и цифра постоянно растет. И фонды Еврейского музея и Центра толерантности постоянно пополняются.
«Вот это рубашка Михаила Зельберманца, который был расстрелян 1941 году нацистами вместе с другими евреями местечка Виска, - показывает директор исследовательского Центра Еврейского музея и центра толерантности Ури Гершович. - Эту рубаху передали его родственникам соседи, которые как-то ее сохранили, которые, возможно, прятали Михаила Зельберманца у себя. Вы видите, рубашка небольшая – ему было тогда 15 лет».
Что побуждало рисковать своей жизнью ради спасения других? Как изменились понятия добра и зла после Катастрофы? Об этом известные люди из разных сфер рассуждают в новом проекте Еврейского музея и израильского Института Катастрофы и героизма Яд ва-Шем. В чем урок Холокоста для человечества? Один из ответов – люди непредсказуемы, произойти может все, что угодно, даже немыслимое. И просто помнить историю – мало.