Вспоминая Наталию Дудинскую
29 января 2003 года ушла из жизни знаменитая балерина Мариинского театра и один из крупнейших балетных педагогов страны Наталия Дудинская. При жизни ее называли балериной-легендой, «королевой быстрых темпов», воплощением идеала петербургской танцевальной школы. С именем этой артистки связана целая эпоха в истории балета ХХ века. Любимая ученица Агриппины Вагановой пришла в Ленинградский театр имени Кирова (Мариинский театр) сразу после выпускного и ни разу не изменила этой сцене. В первый же сезон Наталии Дудинской поручили ведущие партии. «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро» – за 33 года она станцевала все главные партии классического репертуара.
«Она не боялась за себя, когда выходила на сцену, – вспоминает ее ученица Ульяна Лопаткина. – И вот это отношение к сцене, к выходу, к спектаклю, оно невольно передавалось. Я помню, всегда удивлялась: как ей не было страшно».
В «Лебедином озере» больше запоминали ее Одиллию – только такой черный лебедь и мог соблазнить принца. Она стала первой исполнительницей главной партии в балете «Золушка». Однажды Дмитрий Лихачев признался: «"Золушка" – моя любимая детская сказка, и я всегда думал: Золушка – это ведь придуманное имя, а как ее зовут по-настоящему? И только теперь я понял. Ее зовут Наталья Михайловна Дудинская». Этот спектакль поставил в Перми во время Великой Отечественной войны ведущий солист, а затем главный балетмейстер Кировского театра Константин Сергеев, муж и партнер Дудинской. Вместе они вошли в историю русского балета как один из лучших дуэтов и самая яркая звездная пара послевоенного Ленинграда.
Наталья Дудинская стала примером невероятного творческого долголетия. В 54 года она исполнила партию злой феи Карабос в «Спящей красавице». В 91 все еще преподавала. Балетное репетиторство стало ее призванием. Она занималась с ученицами с той же страстью и самоотдачей, с которой прежде танцевала сама. С 1960-х годов Наталия Михайловна преподавала в Ленинградском хореографическом училище им. А.Я. Вагановой и за полвека педагогического стажа воспитала несколько поколений мастеров балета. Они работают теперь не только в России, но и на ведущих сценах стран Европы, Азии и Америки. Среди ее учениц: Ульяна Лопаткина, Алла Сигалова, Анастасия Волочкова, Маргарита Куллик (педагог-репетитор Мариинского театра, готовит партии с участницей «Большого балета» Ренатой Шакировой) и другие артистки балета. Опираясь на опыт своей наставницы Агриппины Вагановой, с годами дополнив ее методику своими виртуозными усовершенствованиями, Наталья Дудинская выработала в работе свой неповторимый стиль, и, как отмечают ее коллеги, редкий для педагога дар – умение раскрыть индивидуальность каждой своей ученицы.
«Мне кажется, – говорила Наталия Дудинская, – что надо научить своих учениц быть влюбленными в это искусство и жить для этого искусства. Так жила я. И это было главным в моей жизни. Я смогла передать им любовь к балетной сцене».
Академию русского балета им. А.Я. Вагановой, в которой преподавала Дудинская, - окончили участники проекта «Большой балет» Надежда Батоева и Эрнест Лапытов, Рената Шакирова и Виктор Лебедев. Третья программа проекта «Большой балет» будет показана 30 января в 20:30.
INSTAGRAM (запрещена в РФ) ПРОЕКТА "БОЛЬШОЙ БАЛЕТ"
Результаты первой программы проекта "Большой балет"
"Смысл балета – обмен энергетикой". Интервью Илзе Лиепы
Брижит Лефевр: "Прелесть балета в балансе между тончайшими деталями"
Илзе Лиепа: Балет идет в ногу со временем, не теряя одухотворенности
Андрейс Жагарс: "Большая удача, что удалось собрать так много разных хореографов"