В Москве вручена Премия Кандинского

17 декабря 2016 17:15
Фонд Шалвы Бреуса, основателя Премии Кандинского, явно пытается разглядеть автора, человека, который долго что-то делает, создает, излагает – акции и перфомансы отмечаются наградой. Причем премия явно очень дорожит своими конкурсантами. У англичан в числе претендентов масса новых лиц, а из семнадцати нынешних номинантов Премии Кандинского, четырнадцать – уже пытались ее получить.

На прошлой неделе, напомню, в Лондоне вручалась престижнейшая британская премия в области современного искусства, Премия Тернера. На этой – в Москве вручена Премия Кандинского, престиж которой велик настолько, что ее частенько называют отечественным аналогом Тернера. В прошлом году они даже по срокам вручения совпали. Других, более существенных совпадений, помимо престижа и сроков, нет и не было. Одни различия.

Тернеровское жюри неравнодушно к осязаемым конструкциям, инсталляциям, объектам, причем таким, какие впечатляют сразу, мгновенно. А Фонд Шалвы Бреуса, основателя Премии Кандинского, явно пытается разглядеть автора, человека, который долго что-то делает, создает, излагает – акции и перфомансы отмечаются наградой. Причем премия явно очень дорожит своими конкурсантами. У англичан в числе претендентов масса новых лиц, а из 1семнадцати нынешних номинантов Премии Кандинского, четырнадцать – уже пытались ее получить.

Евгений Гранильщиков даже получал, в номинации «Молодой художник». Прошло три года – он перестал считаться молодым, и в этом году участвовал в основной номинации «Проект года» с работой без названия, но с подзаголовком «После поражений». Использовал личные записи, фотографии, чтобы рассказать о видеохудожнике, который, по его словам, находится в посттравматическом состоянии, лишен всяких надежд. Премию не получил. Как и группа «Синий суп», с довольно эффектным пятиминутным видеороликом «Каскад», в котором по широкому лестничному маршу на зрителя медленно наползает то ли нефть, то ли расплавленный алюминий, то ли кровь Ксеноморфов, Чужих, из одноименного фильма ужасов. Победил Андрей Кузькин с проектом под названием «Право на жизнь». У него, как и у Гранильщикова, большой счет к жизни. Семьдесят эпизодов, которые он последние несколько лет демонстрировал и фиксировал на фото и видео – все они о том, как тяжела жизнь, и все не от его имени, а от имени одного человека – «Один человек воткнул себя в землю», «Один человек вырезал на своем теле вопрос «Что это?»

Художник Андрей Кузькин: «У меня большой вопрос к создателям: почему все так и зачем оно так? И почему так много страдания? И почему мы вынуждены страдать? И этот вопрос, он как бы зависает в воздухе. Причем, понимаете, есть человек бедный, живущий несчастной на наш взгляд жизнью, он может меньше, чем человек богатый и живущий в наших общих представлениях о гламурной жизни. Это не вопрос материального достатка и благополучия, это вопрос экзистенциальный».

Новости культуры

Читайте также:
Стали известны имена лауреатов юбилейной Премии Кандинского
Объявлены имена первых обладателей 10-й Премии Кандинского
Основатель Премии Кандинского Шалва Бреус и директор ГМИИ имени А.С. Пушкина, член жюри Премии Кандинского Марина Лошак на "Худсовете"

Интервью с лауреатом Премии Кандинского Таус Махачевой